Многие великие ребе были потомками других великих ребе. Однажды Мордехая ха-Коэна попросили рассказать о его дедушке, ребе Шаломе, о котором уже никто ничего не помнил. Тот сказал:
— Воистину, он был Ламед Вавник, скрытым святым. Днём он зарабатывал себе на жизнь искусством ювелира, при этом оставаясь сосредоточенным на тайнах Торы. А по ночам он поднимался с постели для изучения Каббалы. И это ещё не всё: мой дедушка, как это было принято среди благочестивых людей, отдавал десятую часть своих заработков беднякам.
— При всём моём уважении, ребе, — сказал собеседник, — должен заметить, что в этом нет ничего необычного. Многие из нас размышляют о Торе днём и изучают Каббалу по ночам. И каждый иудей обязан отдавать десятую часть своих заработков беднякам.
— Но это ещё не всё, — улыбнулся ребе. — Мой дедушка отдавал на цедака (пожертвование) не только десять процентов от своих доходов, но и десять процентов от суммы убытков.
— Не уверен, что понимаю вас, — сказал собеседник.
— Однажды, очищая золото, он допустил ошибку в технологии и потерял много денег. Он вычислил десятую часть из этого убытка, затем взял соответствующую сумму из своих сбережений и раздал бедным.
— Но по закону требуется давать только от доходов, ведь, давая от убытков, мы только усугубляем своё положение.
— Поэтому я и говорю, что мой дедушка был цадик (праведник). Он считал, что мы должны благодарить Бога за всё, что к нам приходит, — как хорошее, так и плохое. И ещё он считал, что бедняки не должны страдать из-за его ошибок. Поэтому он благодарил Бога, как за доходы, так и за убытки, отдавая беднякам по десять процентов того и того.
Комментарий Рами Шапиро
Великодушие — очень важная составляющая духовной жизни, ибо оно является отражением в нашем сознании взаимосвязи всех живых существ. Иудаистские законы устанавливают минимум, который необходимо отдавать бедным: десять процентов своих доходов. Но хасид, который учится состраданию у самого Бога, делает больше, чем велит буква закона. Так ребе Шалом отдавал беднякам и по десять процентов от суммы своих убытков.
Возможно, ты не возносился до такого уровня святости, однако твоя связь со всем сущим не слабее, чем у ребе Шалома. Вопрос вот в чём: насколько ты великодушен? Отвечаешь ли ты хотя бы минимальным требованиям цедака или же склонен меньше давать и больше получать? В следующий раз, когда ты задашься вопросом, каковы твои успехи на духовном пути, загляни не только в священные книги, стоящие у тебя на полке, но и в свою чековую книжку.