Ребе Исраэль из Ружина учил:
— Вот молитва моего наставника, ребе Дов Бера из Межирича:
«Рибоно шел Олам (Господин Вселенной)! Твой народ так долго страдает в изгнании! А всё почему? Только из-за упрямства — твоего и нашего! Мы ведём давний спор — ты и мы.
Мы говорим тебе: «Обрати нас, Господи, к себе, и мы обратимся!», — а ты отвечаешь: «Обратитесь ко мне, и я обращусь к вам. И из-за этого обоюдного упрямства нам отказано в Искуплении. Но ведь ты сам велел нам следовать путями твоими. Поэтому, пока ты упрямишься, мы тоже будем упрямиться. Клянусь тебе: дети Израиля не обратятся до Искупления!»
Затем ребе Исраэль добавил:
— Я согласен с моим учителем, что мы не покаемся до прихода Мессии, поскольку имеем законные претензии к Богу. И я подозреваю, что Господь не пришлёт Мессию, пока мы не покаемся, поскольку у него есть законные претензии к нам. Однако выход есть.
У нас в Сиддур написано: «Мы были изгнаны из земли нашей, ибо согрешили». Если это правда, мы должны обратиться к Богу прежде, чем он обратится к нам. Ведь «потому что» на иврите может также означать «прежде чем», и тогда получается: «Мы были обречены на изгнание прежде, чем согрешили». Поэтому, Рибоно шел Олам, так же как ты обрёк нас на изгнание, прежде чем мы согрешили, тебе следовало бы даровать нам искупление, прежде чем мы покаемся!
Комментарий Рами Шапиро
Положение человека в мире во многом обусловлено ощущением, что мы изгнаны Богом. Но это ощущение ложное, обманчивое. Оно основано на неправильном понимании природы Бога и творения. Мы вообразили, будто Бог отделён от творения, как гончар отделён от своих изделий. Но Бог бесконечен и безграничен, потому не может отделиться от чего-то и быть иным по отношению к чему-то. Бог — это всё сразу и каждая вещь в отдельности; ибо Он обладает бесконечным творческим потенциалом. Всё, что ни есть в бытии, — уникально. Как не существует двух совершенно идентичных волн, но каждая волна есть проявление одного и того же океана, так не существует и двух абсолютно одинаковых людей, и однако в каждом из нас Бог являет себя.
Ощущение, что ты изгнан, — не наказание. Просто ты не осознаёшь сути своей уникальности. Через тебя и твои уникальные качества Бог проявляет себя в мире и проживает жизнь во всём её разнообразии. Однако это разнообразие не наносит ущерба высшему единству.
Единство и разнообразие суть исходные данные нашего бытия. Вся трудность в том, чтобы увидеть во втором проявление первого. Бессмысленно преодолевать различие людей, стремясь к унификации, — мы не станем богаче, ограничив творческую амплитуду жизни. Необходимо осознать: многообразие коренится в Божественном Едином. Само ощущение, что ты изгнан, исходит из Единства, из которого просто невозможно быть изгнанным.