Проезжая через небольшой городок, ребе Ури из Стрельска присоединился для даввен шахарит (утреннего богослужения) к местному собранию верующих. Как это нередко бывало, молитва ребе затянулась — он вошёл в экстаз и позабыл обо всём на свете. После окончания службы городской раввин решил поговорить с ним наедине.
— Не случается ли так, ребе, что ваши экстатические состояния и продолжительные молитвы доставляют неудобство собранию молящихся? Вспомните Талмуд: рабби Акива молился с таким рвением, что начинал богослужение в одном углу комнаты, а заканчивал в другом. Зная за собой эту склонность, он предпочитал молиться в одиночестве. В тех же случаях, когда он всё-таки совершал богослужение вместе с собранием верующих, то был краток и сдержан, чтобы не доставить никому неудобства.
— Возможно, данный эпизод из Талмуда следует толковать иначе, — ответил ребе Ури. — Когда наши мудрецы говорят, что рабби Акива молился с собранием, речь идёт о том, что другие верующие сопровождали своего рабби к высотам экстаза. А поскольку все молились с равным усердием, не было никакой нужды затягивать службу. Говоря же, что рабби Акива молился один, мудрецы подразумевали, что он единственный среди собравшихся делал это с должным рвением. В таких случаях ему приходилось прилагать особенно тяжкие и продолжительные усилия, чтобы другие не отставали.
Представьте себе, что мы с вами идём на базар, — разъяснил ребе Ури. — Если оба шагаем быстро, то дойдём скоро. Если же вы будете идти вдвое медленнее, то мне придётся сдерживать шаг, иначе каждый из нас придёт на базар в одиночку. И тогда наш с вами путь займёт много больше времени.
Комментарий Рами Шапиро
Когда речь идёт о молитвенном пути и духовной практике, каждый должен идти в собственном темпе. Цель практики не в том, чтобы «оттуда» прийти «сюда», но в осознании: «там» — это «здесь». Духовная практика должна совершаться ли-шма — ради неё самой, без какой бы то ни было внешней цели. Ты гуляешь ради удовольствия, которое доставляет прогулка; сидишь, потому что удобно сидеть; молишься, потому что молитва приносит умиротворение. Духовная практика — игра. Превращая её в работу, мы искажаем её истинную суть. На обыденном языке духовность определяется в терминах работы: духовная практика, духовная дисциплина, духовные усилия, духовная работа. Даже на иврите слово авода — работа — используется для обозначения молитвы и медитации. Подобные слова заслоняют истину о духовности. Всякая работа направлена на заработок, достижение, приобретение. Цель духовности иная — раскрыться, принять, объять и отречься себя. Такое впечатление, будто человек стремится представить себе духовность как нечто сложное, с тем, чтобы оправдать собственное нежелание утруждать себя ею. Более уместно и точно говорить не о духовной работе, но о духовной игре. Игра, которая по определению бескорыстна, может быть напряжённой не менее работы, но в ней нет намерения что-либо выгадать и заработать. Ты играешь ради услады от самой игры. Если пойдёшь по духовному пути с удовольствием — жизнь твоя наполнится радостью и высшим смыслом.