Как-то раз Моня Монисзон, богатый торговец бриллиантами, приехал к своему ребе, Шалом Беру из Любавичей. Ему не терпелось показать наставнику недавно приобретённые бриллианты, в надежде, что тот похвалит его за успехи в бизнесе. Однако ребе почему-то восторженно превозносил при нём добродетели совсем других людей — простых работников, которых Моня Монисзон даже отчасти презирал за недостаток образованности.
— Ребе, — наконец не выдержал Моня, — не понимаю, что вы нашли в этих людях. Это же просто хамы и невежды.
— Но у каждого из них, — ответил ребе, — есть и немало достоинств.
— Не знаю, не знаю, лично я не вижу ни единого. Воцарилось недолгое молчание, а затем ребе Шалом сказал:
— Ну что ж, Моня, покажите-ка мне ваши новые камни.
Моня Монисзон с готовностью развязал бархатный мешочек и высыпал на письменный стол мерцающие как звезды бриллианты. Выбрав один из них, он поднёс камень к солнечному лучу из окна и сказал:
— Взгляните, ребе. Вот этот особенно хорош.
— Что-то я не вижу в нём ничего такого особенного, — заметил ребе.
— Да оно, наверное, и неудивительно, дорогой ребе. Нужно быть хорошим знатоком драгоценных камней, чтобы понять, что именно придаёт им особую ценность.
— Так вот, мой дорогой Моня, каждый из нас — драгоценный камень, — сказал ребе. — И чтоб увидеть истинную ценность человека, нужно быть знатоком людей, как и в случае с вашими бриллиантами.
Комментарий Рами Шапиро
Что значит быть знатоком людей? Это значит видеть истинную ценность каждого. А видеть истинную ценность каждого вовсе не означает закрывать глаза на недостатки. Совсем наоборот: их нужно отчётливо осознавать, и всё же находить в человеке то доброе, за что он достоин уважения.
Откуда берутся недостатки? Рождён ли человек уже с ними? Тора говорит: «Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Бытие 8:21). Отсюда можно заключить: недостатки свойственны не нам самим, а нашим помыслам. Однажды, на заре своей жизни; лет примерно в шесть-семь, каждый из нас помыслил, вообразил себе, что он отдельное, независимое существо, вынужденное бороться за выживание — бороться с другими существами и даже с самой Жизнью. «Я — это я, — подумалось нам тогда, — а остальной мир — это далёкое «другое»». Но по мере того как усиливается чувство отчуждения от мира, усиливается и стремление оправдывать своё злое, потребительское отношение к окружающей действительности. И всё это порождено изъяном помыслов.
Ребе Шалом Бер разбирался в людях. Знал толк в изъянах людских помыслов и понимал, как искажают они видение мира. Но, в отличие от Мони Монисзона, он не считал изъяны веской причиной «отбраковать материал». В ремесле Мони бриллианты с изъянами ценности не имеют. В ремесле же ребе Шалома ущербные люди подобны необработанным алмазам: их нужно гранить и полировать — до блеска. Ребе обрабатывает человеческий материал, обнаруживая ущербные помыслы, а заодно и порождаемые ими тревогу и боль; он полирует огрубевшую человеческую натуру справедливостью и состраданием, обращаясь при этом не к изъянам, но к тому чистому божественному бриллианту, что скрыт за ними.
Что ты видишь, знакомясь с человеком, — изъяны или драгоценный камень? Чем определяется твоё отношение к людям — собственными ущербными помыслами или же Истиной?