В провинции Суруга жил человек по имени Тесиро, знаменитый предводитель шайки разбойников.
В его подчинении было несколько сотен человек, которые наводили страх на всю округу. Однажды, направляясь в Нумадзу, Тесиро зашел в чайный домик и встретил там дзэнского монаха.
Монах путешествовал из Киото в Эдо и вез с собой немало денег, что случается с дзэнскими монахами очень редко. Тесиро заметил это и попытался завести дружбу с монахом.
- Куда ты направляешься, Осе-сан? - спросил Тесиро.
- В Эдо, - ответил монах.
- Неужели? Я тоже иду в Эдо! Собираешься ли ты провести ночь в Нумадзу?
- Да.
- Я тоже собираюсь остановиться там на ночь. Есть такая поговорка: “В жизни нам нужно сочувствие; в дороге нам нужен спутник”. Если ты не против, я пойду с тобой, - предложил Тесиро.
Вместе они дошли до Нумадзу и остановились на ночь.
Кое-что замышляя, Тесиро сказал монаху:
- Я должен ненадолго заглянуть в соседнюю деревню. К утру я вернусь. До свидания!
Затем Тесиро вышел на улицу и спрятался в кустах. Наступила ночь, и все вокруг уснули. Время было самым подходящим для нападения. Тесиро незаметно пробрался в дом, где оставался его спутник, и осторожно приоткрыл дверь в его комнату. Внутри горела лампа, ее свет озарял помещение, но монаха в нем не было, а вместо него посреди комнаты росло небольшое дерево, похожее на дуб.
Даже бесстрашному Тесиро стало не по себе. Крадучись, он вошел в комнату монаха. И вдруг дуб, растущий в комнате, превратился в монаха, сидящего в позе медитации. Глаза Тесиро широко открылись от удивления.
- Ты вернулся слишком рано, - сказал монах. - Тебе удалось быстро справиться со своими делами?
- Да, так и случилось, - в замешательстве ответил Тесиро. Он так испугался, что тут же отправился в свою комнату и лег спать, но сон не шел к нему.
“Монах, наверняка, владеет какой-то магией, - думал Тесиро. - В древности волшебник по имени Дайдза-мару умел принимать вид огромной змеи, а другой колдун, которого звали Дзирайя, мог по собственному желанию превращаться в лягушку. Поскольку змея и лягушка - живые существа, их можно убить, но если бы я научился превращаться в дерево, преследователи никогда бы не настигли меня. Было бы очень хорошо овладеть этой магией. Я должен любой ценой узнать у монаха секрет превращения в дерево!”
На следующий день, когда монах и Тесиро достигли вершины горы Хаконэ, Тесиро спросил:
- Кстати, Осе-сан, кто ты?
- Я обычный человек, такой же, как и ты.
- Ты шутишь. Я никогда не слышал об обычных людях, которые могут принимать вид дерева. Может быть, ты маг или оборотень? - настаивал Тесиро.
- О чем ты говоришь? - недоумевал монах.
- Не притворяйся, что не понимаешь меня. Это тебе не поможет. Как ты думаешь, кто я?
- Позволь подумать… Ты прежде всего человек.
- Конечно, даже ребенок знает, что я человек.
- Ты говоришь, что даже ребенок знает это? Но это неправда. Ребенок никогда не скажет тебе: “Ты прежде всего человек!”
- Монах, не заговаривай мне зубы! Как ты думаешь, зачем я тебя сюда привел? - спросил Тесиро, начиная выходить из себя.
- Глядя на тебя, я вижу, что у тебя длинный подбородок и злые глаза. Очевидно, тобой движут преступные намерения. Ты разбойник?
- Да, Осе-сан, я разбойник. Я великий разбойник! Сказать по правде, я увязался путешествовать с тобой, потому что заметил у тебя туго набитый кошелек. Вчера я проник в твою комнату, чтобы украсть его. Но оказалось, что ты владеешь магией. Меня, опытного и бесстрашного разбойника, удивило то, что ты смог превратиться в молодой дуб. Пожалуйста, научи меня этой магии. Я заплачу тебе, сколько ты пожелаешь! Если же ты скажешь “нет”, мне останется только убить тебя, - пригрозил Тесиро.
Монах вспомнил о том, что предыдущей ночью он медитировал на истории из “Мумонкана” (антологии дзэнских коанов). На вопрос: “В чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада?” в “Мумонкане” дается ответ: “Дуб во дворе” (Рэйдзен-но хакудзюси). Только теперь Осе понял, о какой магии говорит разбойник. Во время медитации на коане он находился в состоянии самадхи (глубокого сосредоточения), и при этом его тело приняло вид дуба.
- Если ты утверждаешь, что другого пути нет, скажу тебе, что я тоже великий разбойник, - признался монах.
В ответ Тесиро широко улыбнулся и удовлетворенно заметил:
- Значит, ты ничем не отличаешься от меня. Пожалуйста, поделись со мной секретом своего искусства.
- Конечно, я научу тебя, если на то твоя воля. Только имей в виду, что это довольно трудно.
- Я не боюсь трудностей. Овладев этим искусством, я стану самым великим разбойником в мире! Пожалуйста, научи меня.
Осе поведал разбойнику о коане “дуб во дворе” и пообещал, что, если тот будет настойчиво медитировать на нем, он научится принимать форму дерева. Так монах дал разбойнику первый урок медитации (дзадзэн). Тесиро внимательно выслушал монаха и сказал:
- Это и правда довольно трудно. Смогу ли я этого достичь?
- Конечно, сможешь! В древности, как известно, были люди наподобие Дзайдза-мару, который умел превращаться в огромную змею. Если ты не научишься делать нечто подобное после настойчивых занятий медитацией, я готов поплатиться за это жизнью. Но если научишься, ты должен будешь подчиниться мне. Я тоже великий разбойник, и ты должен будешь стать моим последователем.
- Я согласен. Сколько времени я должен посвятить занятиям?
- Как минимум два года, но не больше трех. Но помни, ты должен медитировать днем и ночью.
- Так долго! Неужели нет более короткого пути?
- Не падай духом. Тебе еще не исполнилось и тридцати. В твоем возрасте два или три года занятий - сущий пустяк. Медитируй настойчиво.
Тесиро решил стать великим разбойником и тем самым прославиться на весь мир. Он медитировал на коане “дуб во дворе”, хотя у него постоянно болели ноги. После нескольких лет медитаций его ум стал спокойным, и в нем проявилась глубоко скрытая природа Будды. Тесиро начал размышлять о своем плохом поведении: “Я поступал неправильно все эти годы”. Он раскаялся в своих злодеяниях и призвал других разбойников стать честными людьми. Он раздал все свои сбережения и остался без копейки в кармане.
Путешествующий монах был Такуаном. Тесиро сдержал свое слово и вскоре отправился в Эдо, чтобы найти Такуана в храме Токайдзи и стать его учеником. Говорят, он занимался медитацией многие годы и ушел из жизни с миром.