Попугай рассказывал Худжасте:
«Однажды сын царя увидел в капище девушку, сердце его воспылало любовью к её лицу, и грудь его была окована её кудрями. Сын царя дал обет: «Если эта прекрасная девушка станет моей супругой и если судьба подарит мне её, я пожертвую этому идолу свою голову, своими собственными руками сниму её с шеи и положу перед ним».
Поистине, для влюблённых играть со своей головой — пустячное дело. Первое, с чего начинают, — это жертвовать головой и жизнью. Царь послал отцу этой девушки весть и потребовал её в жёны для своего сына. Отец девушки дал согласие и выдал дочь за сына царя. Призвали опытных астрологов и мудрых звездочётов, и, когда эти странники синей пустыни небесного свода и мореплаватели моря-небосклона выбрали счастливый день и благоприятный час, собрались разумные визири и мудрые эмиры и отпраздновали, по обычаям их религии, заключение брачного договора между девушкой и сыном царя. Радость наполнила весь город и всю страну, и девушку повели к царевичу. В скором времени влюблённый получил возлюбленную, желающий соединился с желанной.
Через несколько дней отец девушки пригласил к себе зятя, попросил его прибыть к нему в город. Юноша отправился вместе с женой и прихватил с собой брахмана, который был его сотрапезником. Дойдя до того капища, где он впервые увидел девушку, юноша вспомнил о своём обете. Он почувствовал, что обет необходимо выполнить, и сказал:
— Верность клятве — примета благородных людей, а несоблюдение клятвы — признак всех низких.
Затем он вошёл в капище, отрезал себе своей собственной рукой голову и бросил её к ногам идола. Брахман, увидев, что юноша долго не возвращается, тоже вошёл в капище и, узнав, что случилось, сказал:
— Жизнь моя без него будет для меня наказанием, существование моё будет для меня карой. Раз он ушёл, может ли быть для меня в жизни покой, может ли быть услада от существования?! А затем, кому известно, что это он сам убил себя?! Если я не последую за ним и не убью себя, все люди подумают, что это я убил его из-за этой женщины, устранил его, прельстясь его женой.
И брахман тоже отрезал себе голову и бросил её к ногам идола.
Через некоторое время девушка вошла в капище и увидела, что оба они убиты. Она изумилась: что это, мол, за странное дело, что такое произошло? И решила она тут же развести большой огонь и сжечь себя в этом самом капище, но из воздуха послышался голос:
— О женщина! Приставь головы к их телам и посмотри, что свершит вращающийся небесный свод, что покажется из-за покрова тайны.
Женщина, радуясь этому видению и восторгаясь тем, что услыхала, не поостереглась и приложила голову мужа к телу брахмана, а голову брахмана к телу мужа. Тотчас же оба ожили и встали перед ней.
Между телом царевича и головой его началось пререкательство, и разгорелся спор. Голова утверждала:
— Эта жена принадлежит мне.
Тело же восклицало:
— Нет, это моя жена!»
Дойдя до этих слов, попугай обратился к Худжасте с такой речью:
— О хозяйка, если ты намерена установить и выяснить учёность или невежество своего друга, расскажи ему и эту притчу и потребуй от него ответа: должна ли эта жена по праву достаться голове или же должна принадлежать телу?
— О попугай, — сказала Худжасте, — прежде чем мне пойти к нему и задать ему этот вопрос, распутай этот запутанный узел и объясни, как надлежит правильно ответить на эти вопросы.
Попугай отвечал:
— Получить девушку должна голова царевича, а не тело его, ибо голова — местонахождение разума и мозга и в ней заключена большая часть чувств. Поэтому учёные и назвали голову «обителью чувств». Голова подобна всаднику, а тело — коню. Но почёт подобает победителю, а не побеждённому, уважения заслуживает всадник, а не конь.