|
Альтернативная биография Карла Густава ЮнгаКатегория: Юнг Карл Густав, Аналитическая психология | Просмотров: 3244
Название: Альтернативная биография Карла Густава Юнга
Формат: HTML Язык: Русский Одна моя знакомая , девушка вполне себе прекрасная и интересная , с двумя высшими образованиями, вполне себе где то типичная представительница « среднего класса» большого города. А она из Санкт Петербурга, что в немалой степени может объяснить интерес к эзотерике , мистике и всяким оккультным штукам , столь популярным в наши времена обратилась не так давно к психологу с достаточно серьёзной проблемой – у неё не было секса 10 лет. Притом она вполне симпатичная молодая женщина , с хорошей работой, без вредных привычек – совсем не употребляет алкоголь , бросила давно курить . Посещает семинары , занимается графикой, фотографией , ездит регулярно на экскурсии по интересным местам. Даже прочитала «Красную Книгу» Юнга . На этой почве мы с ней и познакомились Стало интересно – как это вообще возможно . И при этом при всём у неё действительно не было секса около 10 лет . Одно время она думала , что у неё проблемы с ориентацией и она даже начала посещать тематические заведения для девушек и даже пользовалась там популярностью благодаря своей миниатюрности и миловидности. Но как то альтернативный образ жизни не заладился , чего то не хватало . А то , что было не устраивало.
Началось сексуальное одиночество достаточно давно – в 25 и на момент нашего с ней знакомства ей уже было 35 лет. В студенческие времена у неё был парень из института , с которым у неё случались контакты , половые именно . Но после института и далее всё замерло в отношении противоположного пола на нулевой отметке. Затем начались эзотерические метания по разным школам – хотелось разобраться в чём же проблема , где истоки её одинокой женской судьбы и сексуального штиля. Не очень то помогли поездки на семинары. Может и были тайные мысли найти себе подходящего партнёра из этой среды – всё таки люди , как правило , интеллигентные люди , из хороших семей , занимаются йогой , медитации , книжки умные читают ,вегетарианцы , а то и совсем какие нибудь сыроеды – фрукторианцы. Она , кстати , тоже весьма одно время увлеклась вегетарианством и несколько лет совсем не употребляла мяса и « тяжёлых продуктов» дабы не засорять ауру и повышать чувствительность для всяких различных практик к коим была весьма охоча. Но в этой среде она так и нашла себе мужчину который бы захотел разделить с ней ложе и слиться не только духовно , но и физически . В общем ситуация , прямо скажем , грустная. Родители тоже не очень радовались одиночеству дочери и даже отправляли её к родственникам в провинцию , дабы найти партию . Раз уж мужской пол в мегаполисе такой разборчивый , то может в глубинке повезёт и оценят таланты и красоты дочери , не оценили . В конце концов будучи уже сильно озабоченной сексуально и озадаченной по жизни( что ж такое то творится) она пошла к психологу. Фактически жест отчаяния. Мы не в америках всяких живём, чтобы чуть что бежать к своему персональному « шринку» . И хотя советские времена « канули в лету» , но реально с такой проблемой - « не было секса уже 10 лет и уже как то поджимает возраст, замуж как то охота» , пойдут скорее всего к гадалке , тарологу. Именно с вопросом « когда выйду замуж?» в половине случаев. Но поскольку путь мистический тайн и эзотерических семинаров и курсов был уже пройден , мало того она даже сама успела стать гадалкой и соответственно разуверилась в этом методе, то в конце концов пошла к специалисту . Я не выяснял кто и что был за специалист. Какие методы применял и какого направления был . Но он ей помог – а это главное . Она осталась очень довольна, потому , что после посещения нескольких сеансов у психолога она уже могла начинать отсчёт новой декады. По всей видимости наша героиня была весьма твёрдым орешком, а из опыта общения могу сказать , что общаться было тяжеловато, он не нашёл никакого лучшего способа для облегчения душевных и физических страданий своей пациентки , как соблазнить её. В общем десять лет целомудренной жизни закончились в постели у психолога , который должен был разобраться в её проблемах . И кто может сказать , что он ей не помог ? Кто из психологов , знатоков человеческих душ может кинуть камень в коллегу ? Да , нарушил этику. Весьма серьёзный проступок. Но когда никакие методы не помогают , и наука оказывается чуть ли не бессильна перед отдельными представительницами человеческого рода , то специалисту пришлось прибегнуть к крайним мерам. Мало того почувствовав себя вновь женщиной и прервав свой вынужденный обет она перестала посещать своего профессионального и чисто по человечески благодетеля. Со временем она даже нашла некого парня и начала вести с ним весьма интенсивную половую жизнь , но как то не долго. Ибо он в конце концов сбежал на Бали , вероятно , не выдержал такой интенсивности и её вполне понятного желания наверстать упущенное за все 10 лет . И это не единственный случай который я знаю из практики взаимоотношений « психолог- пациент» когда пренебрегаются нормы этики и профессиональные табу. Но ведь с другой стороны в данном конкретном случае действия «инженера человеческих душ» были в общем и целом , как показывает дальнейший результат были вполне оправданны , хотя и весьма методологически сомнительны и , в принципе , нарушали все правила этики сообщества. Может быть в отдельно взятых случая вполне резонно пренебрегать условностями? Сложный вопрос. Реально крайне запутанный. И , конечно же , как тут не вспомнить Юнга, ибо о нём то как раз и пойдёт речь далее ( всё таки у нас базовый курс по юнгианской аналитике ) , как оно и должно было быть в начале , но …….на мой скромный взгляд измены у Карла Густава своей весьма достойной супруге ,подарившей ему четверых ( а это тоже не маловажно ) , всё таки не несут в себе прям уж такого значимого характера . Да были такие моменты , пока не будем конкретизировать . А если бы не было ? Повлияло бы это на развитие науки или на жизнь самого Юнга . Я как то в этом сильно сомневаюсь. Скорее больше добавили и обогатили биографию. Хотя может быть эти взгляды говорят , и наверняка , о моей личной размытости этичных понятий . Но одно дело « моральный кодекс строителя коммунизма» на котором я частично , вместе со всей страной канувшей в лету был воспитан , другое дело реальная жизнь реальных людей с их страстями и огнедышащим либидо ( спасибо вечно живому Фрейду открывшему правду закомплексованному человечеству утомлённому христианской моралью). Жизнь Юнга , его фигура , его личность оставили глубочайший след в истории 20 го века , и влияют на век сегодняшний , а ведь прошло с момента его рождения уже 139 лет , и в следующем году будет даже юбилей . Юнгианцы со всего мира будут чествовать своего кормильца на всевозможных конференциях и симпозиумах. Помимо своего корыстного интереса всё таки Карл Густав фигура мирового масштаба и хотя сегодня некоторые из его теорий и взгляды не прошли проверку временем , он оставил глубочайший след не только в психологии , но и культурологии и многих дисциплинах изучающих человека , историю , религию : теологии , антропологии . Мало того ведь он был одним из глубочайших эзотериков , которых мы знаем в мировой истории . Очень сложная , противоречивая фигура и когда начинаешь погружаться потихоньку в тот самый дискурс аналитической психологии который мне столь интересн , то сначала кажется всё весьма просто и кажется , что биография Юнга это по сути жизненный путь большого крупного учёного , соратника Фрейда, человека оставившего глубочайший след в мировой культуре. И всё это так. И биография у него если брать сухие факты вполне этому соответствует. Базельский университет , где он в конце концов выбрал для себя психиатрию. В 25 лет он закончил образование , прошёл военную службу и приступает к работе в клинике под руководством проф. Йогана Блейлера в психиатрической клинике «Бургхельцли» в Цюрихе, которая также была университетской исследовательской базой. Через два года диссертация, а через год весьма престижный брак новоиспечённого доктора медицины с Мэри Раушенбах от которого родилось пятеро детей и долгая по любым меркам семейная жизнь – 52 года. Всё прекрасно в жизни молодого психиатра . Карьера складывается успешно , личная жизнь тоже . 1904 год . Сабина Шпильрейн. Знаковая фигура с мотивов отношений с которой я косвенно начал. Если сопоставить даты , то понятно ,что на момент знакомства с Сабиной жена Юнга была на пятом месяце. Сабина была красивой , жена беременной, а Юнг был весьма видным мужчиной , даже красавцем – высокого роста , крупный , мощный ,но при этом с хорошей осанкой , выправкой . И при этом , при своей физиологической привлекательности ещё и с весьма чуткой душой . Идеальный « мужчина мечты» - если можно так выразиться. Особенно для интеллигентной еврейской девушки из России лечившейся от истерии . 1907 год знаковый – Юнг знакомится с Фрейдом. 32 года – можно сказать самый рассвет . Юнг молод и полон сил и он нашёл своего учителя. Но не долго длилось плодотворное и насыщенное сотрудничество с Фрейдом – разрыв буквально через 6 лет . 1913 год роковой . Если рассуждать весьма просто и примитивно , то Карл Густав Юнг практически сошёл с ума. Кризис был сильнейшим. И в общем и целом не удивительно , ведь для этого были все предпосылки . Хотя я забежал вперёд , но реально чтобы понять , а что же случилось с Юнгом после разрыва с Фрейдом – ну казалось бы разошлись взглядами, такое случается сплошь и рядом в научных кругах . И благодаря тому , что учёные переосмысливают теории и постулаты своих учителей , а то и опровергают их наука и двигается вперёд. Юнг , несмотря на своё весьма пышущее здоровье , был всё таки душевно больным человеком . Ну если сказать мягко не совсем здоровым , а если смотреть в лицо фактам то вообще больным и весьма серьёзно. Его мать была медиумом, а отец священником , и в свои молодые годы он увлекался спиритизмом , вызыванием духов и его диссертация даже была «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В общем вполне благоприятная почва для того , чтобы сойти с ума, после разрыва с учителем , особенно , если есть с чего сходить . Опять же жизненные катаклизмы – у Юнга уже двое детей, семейные отношения весьма сложные. Именно в этот период и формируется основа знаний Юнга и его весьма спорные для того времени , да и для нашего тоже взгляды. Дальнейшая биография насыщенна , интересна .Много научной работы . После себя Юнг оставил двадцать томов книг. Путешествия , обширная практика и мировая известность . В общем жизнь Юнга это карьера весьма уважаемого уже при жизни психолога , учёного. Весьма и весьма всё сложилось неплохо, даже на зависть . Меня же больше всего при изучении этой фигуры подспудно интересовал один момент – « Почему Юнг стал Юнгом» Для того чтобы начать разбираться во влиянии биографии Юнга на его творчество и мировоззрение по большому счёту нужно было бы перечитать все двадцать томов написанных им, подробно изучить биографии людей и их взгляды окружавших его , для того чтобы понимать какое влияние они оказывали на становление взглядов Юнга. Понимать какие именно философские , научные течения были актуальны в те времена . Важно прочувствствовать веяния того времени и понять как именно всё это влияло на становление аналитической психологии. Но , пожалуй , на мой взгляд , главный вопрос - закономерно ли появление такой громадной научной величины , как Юнг , именно в это время. И почему именно он ? И что такого реального было в его биографии , что так сильно могло повлиять на его мировоззрение и нельзя не задаться обратным вопросом – насколько мировоззрения повлияли на биографию Юнга. В его биографии, как и в биографии не только великих людей , а вообще даже самых обыкновенных , всё переплетено в серьёзный клубок и одно вытекает из другого и наоборот . Поэтому , пожалуй , изучение именно , биографии Юнга , так важно для постижения , пусть пока и слабо ( лично мной ), дискурса аналитической психологии , которая в наши смутные времена становится крайне актуальна. Когда мы затрагиваем личную жизнь отдельного человека , то в общем делаем не совсем приличную вещь , рассматривая с любопытством и пристрастием нашего героя в его домашней обстановке , препарируем отношения с противоположным полом , взаимодействие с коллегами В общем и целом зачастую для других ,весьма значимых людей, в истории разного рода факты не всегда имеют существенную роль. Законы физики , химии , математические формулы – результаты научной мысли напрямую никак могут быть не связаны с тем с кем , скажем , учёный делил ложе . Законы в различных науках были открыты иногда одновременно в разных странах разными людьми . Первенство в науке , без сомнения , весьма почётно , но можно думать , что с развитием технологий , с развитием цивилизации те или иные законы были бы однозначно открыты. ( Менделеев и прочие ) . И тут возникает в общем такая серьёзная проблема которая до сих пор достаточно широко обсуждается и споры не утихнут никогда – роль личности в истории и науке . В политике это видно крайне очевидно, даже на материале буквально сегодняшних дней. Другое дело области где роль отдельно взятого человека в заданный исторически отрезок может быть весьма велика , но сами факты его биографии и его личная жизнь были крайне по сути обыкновенными. Многие очень яркие философы и учёные оставившие глубокий след были весьма средненькими обывателями , а имя их и идеи будут жить в веках , и до сих пор актуальны. «Если бы меня спросили о значимости моей жизни, это имело бы смысл в плане весьма отдаленной временной ретроспективы: с точки зрения прошлого века я могу сказать: да, моя жизнь чего-то стоила. На фоне же развития современных идей она не значит ничего». Юнг крайне безжалостно относится к событиям своей жизни , особенно учитываю каких людей он встречал , а он по его признанию был знаком практически со всеми более менее значимыми людьми своего времени . И это даже выглядит весьма странным в наше время , когда люди привыкли делать фотографии и « селфи». Юнг скромен и велик в этой скромности , потому , что , на мой взгляд понимал свою миссию и своё призвание. И тут надо опять заглянуть в прошлое . 1875 год. Отец священник . И это притом , что христианская доктрина переживает острейший кризис. Мать сильнейший медиум. Воспоминая описанные Юнгом в детские годы , на мой взгляд , какие то безрадостные для ребёнка. Чего стоит хотя бы один утопленник . После этого некоторые учёные приходят к спорным , но интересным выводам : «Выдающимся примером… некрофильного характера был К. Г. Юнг. В опубликованной после его смерти автобиографии имеются многочисленные подтверждения этому. В его снах часто появлялись трупы, кровь и убийства… За много лет до этого Фрейду бросилось в глаза ориентирование Юнга на мёртвое… Однако с другой стороны, Юнг был необычайно творческим человеком, а творчество является прямой противоположностью некрофилии. Он разрешил свой внутренний конфликт благодаря тому, что уравновесил деструктивные силы в себе своим желанием и способностью лечить и сделал свой интерес к прошлому, мёртвому и разрушению предметом блестящих умозаключений» . [1]. Или вот ещё : «Парафренное расстройство случилось и с гениальным Карлом Юнгом… Это с ним произошло, когда ему было около сорока лет, — и всю оставшуюся жизнь он посвятил тому, что обдумывал, обобщал этот сложный парафренно-красочный материал, который получился в психозе. Это был именно парафренный психотический материал, гениальный по своему содержанию. Карл Юнг всю оставшуюся жизнь прожил, кажется, без острой парафренной психотики, но и без критики к перенесённому. Впрочем, гениальность, видимо, истребляет понятие критики» [2]. «Карл Густав Юнг (1875–1961), также переживавший парафренные психотические расстройства… дожил до глубокой одухотворённой старости. Ему повезло в том отношении, что был он сам психиатр-исследователь и у других психиатров не лечился. Наблюдая за своими остропсихотическими сказочными видениями-переживаниями, изучая их, Юнг открыл существование коллективного бессознательного с архетипами в своей основе, создал развивающуюся всемирно известную школу «аналитической психологии». Он смело описывал-публиковал и свою встречу с коллективным бессознательным, и психотические видения, переживания в различные периоды жизни, выводя из всего этого свои открытия» [3]. «Примерно между шестнадцатью и семнадцатью годами приступы депрессии становятся более редкими» [4]. «Нельзя не вспомнить также о падении с лестницы и тяжёлом повреждении головы: одно время Юнг находится между жизнью и смертью, позднее у него случаются обмороки. В своей автобиографии он говорит даже о роковом противодействии жизни в этом мире. Всё это усиливает впечатление, что структура личности этого человека как бы расшаталась и он стал более восприимчив для картин и образов царства теней, от которого некуда было деться» [4]. «Юнг всё более и более замыкался в себе. В какой-то момент он даже опасался психического расстройства. В этом гибельном положении Юнг решил дать выход тому, что всё время подтачивало его изнутри. Так он начал свой добровольный спуск в пучину бессознательного» [5]. Думаю , что никто другой не смог бы стать Юнгом и оставить такой след в мировой истории . Фактически Юнг выражаясь бытовым языком « сошёл с ума» и сам себя вылечил от этого безумия и это говорит о нём прежде всего , как о сильном , мужественном человеке и гениальном психологе , психиатре. На скромный взгляд появление такой значимой фигуры было неизбежно. Кризис христианства , смена формаций – капитализм всё более набирает обороты и это тоже весьма существенный фактор. Ведь он начал жизнь на закате девятнадцатого века и прошёл через кошмар и ужасы двадцатого. И это время оставило глубочайший след не только в психологии, но и в музыке , живописи , литературе , технике . Весь мир менялся катастрофически быстро , изменения были столь глубоки , а последствия настолько серьёзны , что мы до сих пор решаем вопросы остро поставленные в начале двадцатого века. Юнг остро почувствовал высвобождение коллективного бессознательного, столь яростно проявившееся буквально через год после разрыва с Фрейдом. Первая мировая война началась 1914 году , такой сенситивный человек , как Юнг вполне вероятно уже заранее начал чувствовать те огромные пласты энергии Архетипов которые начали пробуждаться и будоражить Европу . До поры до времени они были зажаты под мощным пластом христианства , но древние боги и энергии не могли не пробудиться. И именно психическая болезненность Юнга и дала ему эту возможность . Ну и , конечно , различного рода факты биографии помогли ему в этом , способствовали во многом. Очень важный момент , что к тому времени Фрейд крушил табу и то , что Юнг стал именно любимым учеником тоже сыграло свою роль. В жизни Юнга разыгрывались буквально мифологические сюжеты , которые он так тяжело переживал . Поэтому в общем , как мне кажется мы бы сейчас не называли бы аналитическую психологию юнгианской , если бы Юнг не разорвал со своим «духовным отцом» Фрейдом , измена жене , в общем и целом сыграла благотворную роль для науки - об этом я начал сей пространный опус. Надо , иногда , постараться на благо человечества , когда твоя жизнь и судьба не в твоих руках , а ты лишь игрушка в руках мировых сил. Можно очень долго рассуждать о времени на стыке прошлых веков , а оно было просто потрясающим. Мировые войны , Революция в России , появление кинематографа , телевизора , машин , самолётов . Буквально взрыв в живописи , появление новых стилей в литературе и музыке. Юнг по сути дал многому из произошедшего объяснение . Он уловил «дыхание мира» , он начал описывать те глубинные силы которые идут из самого истока , из Абсолюта. Юнг можно сказать был инструментом – весьма успешным божественной воли , именно через него коллективное бессознательное , Архитипы – божественные первоначальные энергии мира открылись нам. И именно его воля , личные способности и качества заложенные до него сильно повлияли на этот процесс. Ну и , конечно , безусловно многие факты его биографии способствовали. Но всё же без воли этого самого бессознательного вряд ли что либо бы случилось ,но и роль самого Карла Густава Юнга крайне значительна . Не многие смогли бы перетерпеть и прожить такие трансформации , столь тяжёлые испытания на своём жизненном пути . За что ему глубокое спасибо скажут юнгианские аналитики – кормилец , родной. Анонимные Алкоголики посещающие собрание зачастую и не подозревают о том , на чём основана их терапия. Музыканты направления « Нью Эйдж» в общем то тоже должны отдать должное этому великому человеку сумевшему познать и описать , то , что вряд ли смог бы сделать кто то другой. Весьма интересный лично для меня факт – Юнг и Алистер Кроули родились в один год . Просто каждый уловил по своему веяния . А то что они были и проявились так ярко как раз и рассказывают нам работы Юнга и его биография. Библиография : К.Г. ЮНГ. АРХЕТИП И СИМВОЛ. Кембриджское руководство по аналитической психологии Под редакцией Полли Янг-Айзендрат и Теренса Даусона. ПОЛНАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ЮНГА (ИСТОЧНИК – «КЕМБРИДЖСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ») К. Г. ЮНГ ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ (источник В.Зеленский «Базовый курс по аналитической психологии») Карл Густав Юнг.Воспоминания, сновидения, размышления. 1.Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 34. 2.Волков П. В. Разнообразие человеческих миров: Руководство по профилактике душевных расстройств. — М., 2000. — С. 443. 3Бурно М. Е. О «психотерапевтическом рассказе» А. П. Чехова «Чёрный монах» // Независимый психиатрический журнал. — 1998. — № 2. — С. 88–. 4Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) / Пер. с нем. Е. Азначеевой. — Челябинск: Урал LTD, 1998 — С. 5, 14. 5.Юнг Карл Густав // Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий / Авт.-сост. А. В. Шувалов. — М.: АСТ: Астрель: Люкс», 2004. — С. 1136–1138. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|