|
Контакт группа. Занятие 3: “Психологический КВН” (тренинг)Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 305
Название: Контакт группа. Занятие 3: “Психологический КВН” (тренинг)
Формат: HTML Язык: Русский Контакт группа. Барьер-занятие на отбор у проходящих контакт-группу (тренинг)
Контакт группа. Заповеди для бессмысленного поросенка. Клубные порядки (тренинг) Контакт группа. Занятие 1: "Моя и твоя уникальность" (тренинг) Контакт группа. Занятие 2: “Физический контакт” (тренинг) Контакт группа. Занятие 3: “Психологический КВН” (тренинг) Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг) Контакт группа. Занятие 5: “Какие наши души?” (тренинг) Контакт группа. Занятие 6: “Развитие души через Путь Актера” (тренинг) Контакт группа. Занятие 7: “Учимся теплу и доверию” (тренинг) Контакт группа. Занятие 8: “Как работать с отношениями” (тренинг) Контакт группа. ПРИЛОЖЕНИЕ: Отборочное занятие (тренинг) Занятие 3: “Психологический КВН” Задача “Контакт-группы” — наладить легкие и свободныве контакты между членами группы. Но интересно то, что если бы на вашем месте были дети — им нужна была бы такая группа? — Нет. У детей еще нет проблем и запретов, которые уже отягощены взрослые. И если бы могли вернуть себе то детское состояние свободы и непосредственности, вспомнить его — то куча проблем бы ушло. Мы попробуем сегодня жить так, как живут дети — легко и свободно. Кому нравится это предложение? • Легкое обсуждение. Серьезных возражений практически не бывает. И поэтому сейчас объявляется Психологический КВН! Формирование команд Если в группе около 30 человек, я обычно формирую четыре, а не две команды — так играть оказывается интереснее. Как формировать команды? Можно как угодно, но я обычно нахожу лидеров, а вокруг них формирую команды. Делаю я это так. Все сидят в общем кругу, я даю команду: – Мужчины, встать! • Странная команда... Что значит: “Мужчины”? — Но, пока кто-то размышляет, кто-то встает! А за ними — другие. Но когда встало человек 5-7 и начинают привставать остальные, я эту возможность закрываю: “Спасибо, все остальные — сесть!”. – Кто себя уважает — шаг вперед! • Снова — кто-то размышляет, а кто-то решительно делает шаг вперед. Спасибо, кто не сделал сразу шаг вперед — сели! – Кто в себе бывает не уверен — шаг назад! • Кто-то сделал шаг назад — спасибо, сел. – Интересные люди — шаг вперед! • Моя задача — оставить в кругу только трех ребят, а эти команды дают возможность отсева. – Лидеры — шаг вперед! • Первые четыре шагнувшие лидерами и будут. Остальным — спасибо, сели, а лидерам — аплодисменты! Лидеры есть, теперь вокруг них надо сформировать команды. – Уважаемые лидеры, в одиночестве быть плохо. Поэтому быстро огляделись вокруг себя, нашли самую привлекательную для себя девушку и быстро тащите ее к себе! • Девушки оказываются около ребят через несколько мгновений. А кстати, представьте себе, что педагог говорит: “Вася, какая из девушек в этом классе тебе нравится больше всех? Возьми ее за руку и покажи нам ее!” Что ответит Вася педагогу? — А тут КВН, тут другая атмосфера, и то же самое Вася делает тут без всяких сомнений! – Великолепно! Девушки, вас выбрали, выразите ребятам благодарность поцелуем в щеку! • Этот момент, конечно, не обязателен. Но почему бы и нет, тем более что нравится это всем? • – Теперь девушка проявляет, напротив, неблагодарность, поворачивается спиной к выбравшему ее парню... — и быстро выбирает среди сидящих любого парня и тащит его к себе! (...) Спасибо, теперь третий тащит — четвертую! (...) Четвертая — пятого! (...) Пятый — шестую! • И так далее, но не до конца. Потому что весело всем, кроме тех, кого так никак и не выбирают. Поэтому, когда сидящих остается 4-5 человек, лучше дать команду: “А теперь все сидящие быстро разбегаются по тем командам, которые нравятся им!” — и “невостребованных” не оказывается. Ну и хорошо. Так образуются четыре команды. Уравнять количество – Пусть каждая команда встанет тесным кругом и возьмется за руки. Уважаемые лидеры, посчитайте, сколько у вас человек? Надо убедиться, что в командах равное (или почти равное) количество людей. Если где-то на 2-3 человека больше, это не годится. Как исправить положение? Например, так: лидер малочисленной команды указывает на любого человека в многочисленной команде, а лидер многочисленной команды, отвернувшись и не зная, на кого будет указано, говорит любую цифру от 1 до 10 и “влево” или “вправо”. Соответственно от указанного человека отсчитывается влево или вправо столько человек, какую цифру назвал лидер. На ком счет остановится, тот без обиды переходит в малочисленную команду Общая вводная Нам с вами надо научиться работать в команде. Вот лидеры умеют кучу достоинств, но если собрать команду из лидеров, она обычно работает средне: работать командой им трудно. Кто из капитанов готов сейчас работать первым? (...) вторым? (... и т.д.). Задание: капитаны выходят перед командами и без подготовки, по очереди, организуют дружное “Ура!” В какой команде это получится слаженнее? • Ура! Ура!! Ура!!!.. Основное Задание Сели в четыре незамкнутых круга, ("лепестками"), примерно так. • Кстати, и это можно подать в виде задания: “Какая команда сядет быстрее всех так (объясняете как), но главное — совершенно бесшумно по процессу и красивее всех по результату?” Задание: "Сейчас у нас будут игры, конкурсы, в которых вам надо победить. Победит та команда, в которой самое хорошее взаимопонимание и которая умеет лучше и быстрее всех договариваться. Проблема в том, что договариваться вам будут мешать — Контролеры, и вам их надо обыграть. Они будут следить, чтобы у вас не было ни слов, ни каких-либо знаков, причем у них будут практически безграничные полномочия: именно они будут объявлять ваши результаты и они могут даже без всяких объяснений вас штрафовать. Скажут: “Штраф” — и у вас не десять очков, а ноль, а то и дадут вас минус пять: если, например, вы их рассердите. Понятно? А откуда берутся Контролеры? Их вы выберете сами, чтобы они отслеживали порядок в других командах. Итак, выберите из своей команды одного контролера, который будет пресекать любые переговоры и знаки в команде ваших соперников. Время на выбор контролера — 1 минута. Контролеры выбираются, но никуда не идут". Проводы и встречи контролеров – Выбранных контролеров прошу встать. Аплодисменты. — Уважаемые контролеры! Именно вы будете теми людьми, которые сообщают результаты. Ваши решения не оспариваются, и власти выше вас нет. Вам даны чрезвычайные полномочия — и, строго говоря, вы можете вполне безнаказанно подопечную команду засуживать. Будет очень любопытно, как вы будете вести себя в таких обстоятельствах. — Спасибо, можете пока сесть. – Капитаны, встать! Теперь задание вам. Ваш контролер сейчас уйдет на трудное и ответственное задание, на чужую территорию, и вы понимаете, что при таких огромных полномочиях от работы и политики вашего контролера зависит очень многое. Какое напутственное слово вы скажете вашему контролеру? У вас — конкурс на самое сильное, мудрое и красивое напутственное слово контролерам! Кто готов сказать свое напутственное слово первым? (...) Вторым? (...) Третьим? (...) Четвертым? (...) Пожалуйста! Капитаны говорят напутственное Слово. • Варианты бывают очень разнообразны: “Следите, чтобы в той команде было все честно, но старайтесь им не мешать”, или “Сделайте все, чтобы наша команда выиграла! — нравственная разница очевидна. И ведущий может это откомментировать — в том числе иронично. Нередко капитаны почти осознанно Напутственное слово делают туманным (“судите справедливо”...). Или, например, капитан команды “Беда” говорит: “Пусть Беда им будет Радостью!...” • Где здесь акцент: пусть их Радостью будет устроенная им Беда или пусть команда Беда принесет им радость? И при желании тогда Контролера всегда можно взгреть: или ты не устроил им Беду, или ты не устроил им Радость — было бы только желание у Капитана-Начальника... В этом случае ведущему стоит заострить на таких формулировках внимание и задавать вопросы Контролеру: “Ты понял, что от тебя ожидают? Если у тебя будут сомнения, была попытка договоренности или нет, в чью пользу ты скорее готов ошибиться: в пользу команды контролируемой или своей?” — до тех пор, пока контролер не добьется ясных инструкций от Капитана. Итак, Контролеры расходятся по командам и располагаются там, где им удобно. • Кстати, как их встретили команды? Игра 1 – Танцевальный конкурс! Я включаю музыку, вы должны будете быстро отставить стулья в стороны и организовать у себя в команде общий танец. Кроме запрета на разговоры, запрещается образование цепочек и других форм контактных танцев, все танцуют поодиночке, но — какая команда быстрее всех организует при этом самый слаженный, самый общий — и самый красивый танец? Тот момент, когда в группе сложится общий слаженный танец, ваш контролер отметит поднятием руки. • Танец! – Еще раз то же самое, но контролеры выводят из ваших рядов того, кто, по их мнению, оказался в танце лидером, и вам придется создавать новый танец уже без него. Ваша задача та же, но танец должен быть новым! • Еще один танец, контролеры подводят итоги. 2 – “Внимание! Я сейчас буду говорить быстро, и кто не успеет понять задание, очень жаль. Сейчас я назову какое-то число, и по свистку в команде должно встать столько человек, сколько я назову. • Ведущий называет любую цифру, но не больше чем количество сидящих в команде. “Три!” • В командах вскакивают три или около трех человек. Контролеры сообщают, сколько человек встало. Та команда, у которой в этот раз лучший результат (самое точное вставание), фиксирует свою победу аплодисментами себе. Ей — очко. И так несколько раз. “Внимание, встают... двое!” • Вариантов здесь может быть много: например, "Встает один, но не капитан!" или "Двое, но кто не вставал в предыдущий раз!" Замечание: ведущему стоит поднакачать страсти и соревновательный момент, пройтись по контролерам, которые хлопают ушами и пропускают договоренности — чтобы контролеры начали работать с азартом и ответственностью. 3 - Внимание! Подняли руку к плечу, палец в небо. Надо выкинуть руку, показать на кого-то в группе. Где будет большее число рук показывать на одного? • Несколько раз. В сообразительных группах уже со второго-третьего раза начинают показывать на капитана. Молодцы, но тогда идет усложнение: “Показать на кого-то, кроме того, на кого показывали в прошлый раз!”. Результаты сообщают контролеры, и с ними спорить нельзя. В кругу команды — лес рук, и считать трудно. Для удобства подсчета делается следующее: "Пусть встанет тот человек в команде, кто думает, что именно на него выкинуто наибольшее количество рук!" — и теперь контролерам считать легче. Как и прежде, победа каждый раз фиксируется аплодисментами выигравшей в этот раз команды и за это ей идет очко. 4 – Внимание! Подняли руку, сжатую в кулак. • Сразу раздается смех. Видимо, они думают, что теперь будут выкидывать кулаки... Сейчас по свистку вам надо будет выкинуть какое-то количество пальцев! В какой команде большее число людей выкинет одинаковое количество пальцев? И! • Несколько раз. Как и прежде, команды хитрят, но вы должны быть хитрее. Ограничивайте: “Нельзя то число, которое выкидывали в предыдущий раз!”. Для удобства подсчета: "Пусть поднимет вверх руку тот, кто думает, что его количество выкинутых пальцев — у большинства в его группе!" 5 – Внимание! Подняли руку, палец в небо. Сейчас каждый выкинет руку и покажет на какого-то человека в группе. В какой группе будет большее число взаимных выборов, когда вы показали на человека, а он показал на вас? И! • Для удобства подсчета Пара фиксируется рукопожатием между теми, кто точно выбрал друг друга. Еще раз, нельзя ту же пару! Несколько раз. 6 – Внимание! Вы уже засиделись, поэтому в следующем конкурсе вы подвигаетесь. Каждая команда должна будет встать компактной группой в пределах той площадки, как вы сейчас сидите, все лицом в центр. У каждого вокруг него должно быть небольшое свободное пространство: если вы сделаете руки на пояс и покрутитесь налево-направо, вы не должны никого задевать. Мини-конкурс: какая команда уберет свои стулья и встанет, как надо, без всяких слов и без всякого шума красивее и быстрее всех? • Тихо и красиво через минуту все стоят. – По моему сигналу вы можете прыгнуть: или на месте, или на 90" влево, или вправо, или развернуться на 180". • Все это надо показать-пропрыгать самому ведущему. – Но первый раз прыгнуть на месте нельзя, первый раз надо куда-то повернуться обязательно. В какой команде после прыжка большее число людей будет смотреть все в одну сторону? Прыжок! Стоп, тишина! Пусть сейчас по моему сигналу поднимут руки те, кто из большинства повернутых в одну сторону. Но если вдруг в команде поднимут руки два человека, повернутых в разные стороны, команде не засчитывается ни одного очка. Итак, поднимите руки те, кто из большинства повернутых в одну сторону! • Контролеры разбираются и сообщают результаты. Внимание, все встали в исходное положение. То же самое задание. Прыжок! • Кстати, тут не было сказано, что нельзя просто подпрыгнуть на месте без поворота. Подсчет очков, как в предыдущем прыжке. Стоим так, как стоим. Следующий прыжок, И! (...) Следующий прыжок, нельзя в положение лицом в центр! (...) Еще прыжок, И! На этот раз нельзя прыгнуть на месте, обязательно всем повернуться в любую сторону, прыжок — И! • Как и в предыдущих микроупражнениях, здесь очень много вариантов команд. Например, "За сколько прыжков вся команда будет смотреть в одну сторону?" — и пр. Спасибо, все сели. 7 Теперь контролеры могут возвратиться в свои родные команды — но какая команда встретит их самых теплым, душевным образом? Свою радость команды отмечают общекомандным танцем! • Бурная теплая встреча своих родных контролеров — и танцы. Конкурс “Я прошу у вас прощения” – Уважаемые контролеры, попрошу вас еще раз встать! Во-первых, я предложу вам послушать шум аплодисментов: по очереди будут аплодировать сами себе команды, точнее, те люди в команде, которым удалось, несмотря на ваш контроль, передать знак или принять чей-то знак и хоть в как-то, но они договаривались. Итак, по очереди — аплодисменты! • По очереди бурные аплодисменты. Конечно, все все-таки как-то договаривались. Спасибо. А теперь вам вопрос: есть ли среди вас кто-то, кто контролером был идеальным и к которому нет оснований предъявить ни одной, самой маленькой претензии — ни со стороны команды, вас пославшей, ни со стороны команды, которую вы контролировали? Если такой идеальный есть, он остается стоять, а все с возможными прегрешениями — сядьте. • Как правило, садятся все. Если нет — с ним разбираемся и он, как правило, сядет все равно. Быть контролером — очень трудно. С одной стороны могут быть претензии, что ты засуживаешь, с другой — что ты пропускаешь запрещенные переговоры. А работа — в суматохе и спешке, и ошибки допускает любой контролер. Итак, уважаемые контролеры, если вы не безгрешны, то, как вы думаете, перед кем вы более виноваты: перед своей командой — или перед командой поднадзорных? • Каждый контролер без оправданий говорит, в какую сторону, как он думает, у него было ошибок больше, перед кем он больше виноват. А раз ты виноват, раз ты допустил промахи, тебе стоит принести извинения, попросить прощения. • Можно ситуацию усились: представьте, что у нас было отборочное занятие и условие: проигравшая команда теряет людей. И из-за вас, из-за вашей невнимательности, из-за ваших промахов ваша команда людей теряет. Люди должны будут группу покинуть — из-за вас. Как бы хорошо к вам не относились, ситуация напряженная — и хотя бы попросить прощения стоит. Кто из контролеров хотел бы первым это сделать? — Но учтите, что это очень непростое дело — попросить прощение! • Попытки, как правило, не очень удачны. Извинения формальны или со встречными обвинениями, и от таких извинений никому не легче. Ведущий может их откомментировать. Поскольку это дело действительно трудное, то пусть поработает вся команда. 3 минуты на подготовку, потом встанет любой из команды и покажет и расскажет, как можно и нужно на самом деле просить прощение, чтобы после этого к тебе были хорошие и теплые чувства! • Подготовка и выступления. Команда (любой представитель из команды) может им отвечать: понимаем, теплыми чувствами и взаимной просьбой о прощении — за свою резкость. Игра “Налет Орды на Витязей” Это аналог детской игры “Море волнуется раз...” У нас сейчас будет новая Игра. Какая команда более всех уверена в себе и согласна играть первой? (...) — Жюри, дополнительные очки этой команде за смелость! • Все могут сесть, а играющая команда окружает ведущего. – Вы — Витязи, и ваша задача — оградить свой Внутренний Мир от вторжения извне. Соответственно сейчас ваша задача будет сильно погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Вам надо будет застыть, душевно заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь лицом в наружу, и в тот же момент на вас налетят, как орда, две внешние команды. Их задача будет — вторгнуться в ваш Внутренний мир, вызвать у вас любые душевные реакции. – Орда, вы слышите меня? (Да!!!) Запомните, у вас есть только два ограничения: вам нельзя дотрагиваться до Витязей и нельзя им орать в ухо. Все остальное, любые провокации — все можно. Если человек моргнет — это не считается, это реакция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: “Ты моргнул, все, выходи!”, и он ответит вам: “А моргать можно!”, то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, я советую вам работать творческими группками, так легче выводить даже самих стойких. Что касается Витязей, то они не имеют права прятать глаза: они должны смотреть прямо, так чтобы любой оказался в поле их физического зрения. Итак, внешний круг — пока тишина, готовьтесь к штурму, а внутренний — расслабьтесь... Пять — вы погружаетесь внутрь себя, Четыре — найдите какой-нибудь образ или ситуацию, куда вы можете погрузиться душой полностью, Три — вы полностью там, вы не воспринимаете ничего вокруг себя, Два — вы глубоко внутри себя, Один — повернулись. Орда, вперед! • Надо сказать, что в реальности более трудная задача как раз не у Витязей, а у Орды. Вот так ни с того с сего устроить Хохму — а обычно выводят Витязей на смех — очень трудно, здесь нужна раскрепощенность, фантазия и мощная энергетика. Игра-бой идет 1-2 минуты. Конец — свисток ведущего и его вопросы: сколько Витязей сломалось сразу? Сколько в течение игры? Сколько остались стойкими? Кто держался с трудом? А кому это было нетрудно? — Мини-дележка и — Аплодисменты! • Уже с этого момента, хотя подсчет очков ведется, он становится все менее и менее актуальным. Важным оказывается сам процесс психологического противоборства. Потом играют другие команды. Сценки о любви • Это задание несколько сложнее предыдущих и требует больше времени на подготовку. Однако в рамках нашего Клуба мы даем его всегда, и оно всегда несет с собой очень много... Технически — для подготовки задания мы используем перерыв, во время которого всегда происходит чаепитие. Получите, пожалуйста, следующее задание. Может быть, кто-то задумался о том, что любовь, описанная в прекрасных стихах, не очень похожа на то, что мы видим в наших обычных отношениях. Тут у нас обиды, ссоры, ревность — а точнее даже какая-то ревнючесть, много грязи, глупости и сора. Но душа всегда тянется к чему-то высокому и чистому. Поэтому задание состоит в следующем: каждая команда должна подготовить и разыграть две сценки — сценки, изображающие любовь. Первая сценка показывает нашу любовь реальную, иногда привлекательную, а часто глупую и некрасивую — покажите самые характерные, на ваш взгляд, ее моменты. Это конкурс на самую узнаваемую, самую типичную сценку про то, как это бывает в вашем кругу. А вторая сценка должна показать любовь идеальную — такую, о которой мечтается и которая, хочется верить, в вашей жизни будет. Вы можете придумывать все сами, а можете разыграть сцену из какого-нибудь известного вам произведения. Можно разыгрывать реалистически, можно — символически. В сценке может участвовать один человек, а может — вся команда. Если вам понадобиться, вы можете использовать магнитофон, там стоит кассета с красивой лирической музыкой. Работайте быстрее, время не теряйте! • Команды уходят на ПЕРЕРЫВ и подготовку. Собственно, нет никаких препятствий к тому, чтобы красивое чаепитие устроить и в школе. Девочки будут рады себя проявить в качестве хозяек, и ребята, скорее всего, их усилия по достоинству оценят. Что касается собственно подготовки сценок, на это требуется около получаса. Лучше, если вы объявите ТОЧНОЕ ВРЕМЯ, когда все должны быть готовы. ==== ПЕРЕРЫВ ==== Итак, все команды подготовились и собрались. Объявите, что организует сценическую площадку, тишину в "зрительном зале" и прочее — не вы, а режиссер выступающей команды. • Выступления: каждая команда показывает свои две сценки. Обычно эти сценки дают богатый материал для комментариев ведущего: его размышлений над красотой и грязью любви. Спасибо. Вы видели, что любовь идеальная и любовь реальная сильно различаются. Более того, наблюдая сценки реальной любви, часто ловишь себя на мысли, что это на любовь совершенно не похоже: все эти ссоры, претензии, глупости. Пусть нас радует хотя бы то, что вы сумели показать и любовь идеальную. Вы видели ее — она была. Но раз вы сумели создать ее здесь — то кто может помешать создать ее в жизни? Окончание занятия • Результаты конкурсов можно объявлять, а можно и нет — обычно сам процесс оказывается важнее, чем то или иное количество очков. – Спасибо! Наше занятие подошло к концу. Занятие, как мы все видели, вызвало у вас всех очень много и очень разных чувств. А чувства не надо держать в себе, поэтому я попрошу эти чувства выразить. Итак, последнее задание вашей команде: выразить чувства: себе, другой команде, занятию и его ведущему. Время на подготовку — 3 минуты! • ... Большой праздник. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|