загрузка...

Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 92812

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Библиотека студента
Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,
М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,
В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,
В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,
В.М. Тиктинский-Шкловский
Рецензент В.Д. Бондалетов,докт. филол. наук
БелянинВ. П.
Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.
Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.
ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание
Предисловие 7
{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
* 1. Объект и предмет психолингвистики 8
2. Определения психолингвистики 9
3. Причины появления психолингвистики 12
f 4. Междисциплинарность психолингвистики 14
•4 5. Язык — речь — речевая деятельность 18
: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 21
г 1. Язык — это деятельность человеческого духа . 21
2. Язык отражает культуру народа 22
3. Язык включает в себя психический компонент 23
4. Язык — это условие мысли 25
5. Язык ограничивает познание мира 26
6. Язык есть условие общения 27
7. Язык регулирует деятельность человека 27
8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы 29
9. Современное состояние психолингвистики 30
Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ 34
1. Язык животных в природе 34
2. Говорящие животные 35
,'i 3. Дети-Маугли 39
i 4. Критический период для освоения речи 40
5. Освоение речи ребёнком 41
6. Доречевой этап 42
[ 7. Освоение звуковой формы 44
8. Связь звучания со смыслом46
9. Активный рост запаса слов . 47
10. Овладение морфологией 49
11. Ошибки в речи детей 50
12. Детское словотворчество 52
13. Овладение синтаксисом 54
14. Овладение значением слова . . . . 57
15. «Родительский» язык 59
16. Детские словечки 62
17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе ... 64
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ 69
1. Речевые ошибки 69
2. Теории происхождения речи 74
3. Модели производства речи 75
4. Стохастическая модель производства речи 75
5. Модель непосредственно составляющих 76
6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского . 76
7. Теория уровней языка 79
8. Модель Т-О—Т-Е 80
9. Модель Л.С. Выготского 81
10. Модель А.Р. Лурии 82
11. Модель А.А. Леонтьева 83
12. Модель Левелта 84
Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 87
1. Неосознаваемоеть восприятия речи 87
2. Уровневость восприятия речи 88
3. Осмысленность восприятия речи 88
4. Восприятие букв и слов 90
5. Восприятие предложений 94
6. Соотнесение речи с действительностью 97
7. Механизм эквивалентных замен 100
8. Механизм вероятностного прогнозирования 100
9. Восприятие и понимание речи 103
10. Значение и смысл 104
11. Модели восприятия речи 105
4

Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ . Г 108
1. Слово — высказывание — текст 108
2. Включённость текста в неречевую деятельность 110
3. Производство текста . 111
4. Затекст — текст — подтекст 112
:' 5. Восприятие текста 112
6. Пересказ текста 113
; 7. Пошаговость восприятия 114
8. Многозначность текста 115
9. Свойства текста 120
Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 126
1. Роль эксперимента в психолингвистике 126
2. Ассоциативный эксперимент 129
3. Метод семантического дифференциала . 136
4. Методика дополнения 140
5. Методика заканчивания предложения 142
6. Методы косвенного исследования семантики 143
7. Градуальное шкалирование 143
8. Методика определения грамматической правильности .... 145
9. Опросник 146
10. Методика прямого толкования слова 146
11. Классификация 147
Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА 151
1. Язык и культура 151
2. Гипотеза лингвистической относительности 151
3. Национально-культурная специфика слова 153
4. Лакуны 154
5. Речевое поведение 156
6. Билингвизм ._ 156
7. Ошибки при изучении иностранного языка 158
8. Речь иностранца 161
9. Культурный шок 163
10. Аккультурация 164
11. Лингвистический шок 165
12. Интеркультурные контакты 166
5

Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА .169
1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости 169
2. Речь в изменённом состоянии сознания 172
3. Речь при акцентуациях и психопатиях 172
4. Речь при отдельных заболеваниях 178
5. Физиологические центры речи 179
6. Нарушения речи 180
7. Дефекты речи 183
8. Язык глухонемых 185
Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 188
1. Судебная психолингвистика 188
2. Язык и тендер . 201
3. Нейролингвистическое программирование 203
4. Автоматический анализ текста 208
5. Язык и речевое воздействие 209
Конспективное изложение курса 218
Литература 224



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Прагматика; pragma; pragmatos
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Важенина Наталья Николаевна. Формирование речевой культуры поведения старших дошкольников
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Биболетова М.З. Enjoy English. 8 класс. Рабочая тетрадь и др.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Молчанова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей детей дошкольного возраста «Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников»
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Квалитативный (качественный) анализ текста
  • Разумовская М.М., Львова С.И. Русский язык. 9 класс. Учебник
  • Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии.
  • Развитие; development
  • Гаджикеримова Эльвира Омаровна. Комбинированное занятие по познавательно-речевой художественной деятельности
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Дроздова Ирина Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Рыбки в аквариуме»
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Мигалева Марина Владимировна. Статья 'Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей'
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Хайрутдинова Альбина Анатольевна. Мастер-класс дидактического пособия из cоленого теста 'Краcочная гирлянда'
  • Апперцепция; Apperception; Apperzeption
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Козлова М. В., и др. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи на занятиях по физической культуре
  • Самость; Self; Selbst
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Авербах Ольга Рихардовна. Конспект коррекционной НОД по префиксальному словообразованию «Семья» в старшей группе компенсирующей направленности
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Юрьева Маргарита Размиковна. Праздник весны
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов
  • Баёва Елена Владимировна. Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Как понимать текст
  • Морозова Карина Анатольевна. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь