Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 106534

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Библиотека студента
Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,
М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,
В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,
В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,
В.М. Тиктинский-Шкловский
Рецензент В.Д. Бондалетов,докт. филол. наук
БелянинВ. П.
Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.
Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.
ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание
Предисловие 7
{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
* 1. Объект и предмет психолингвистики 8
2. Определения психолингвистики 9
3. Причины появления психолингвистики 12
f 4. Междисциплинарность психолингвистики 14
•4 5. Язык — речь — речевая деятельность 18
: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 21
г 1. Язык — это деятельность человеческого духа . 21
2. Язык отражает культуру народа 22
3. Язык включает в себя психический компонент 23
4. Язык — это условие мысли 25
5. Язык ограничивает познание мира 26
6. Язык есть условие общения 27
7. Язык регулирует деятельность человека 27
8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы 29
9. Современное состояние психолингвистики 30
Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ 34
1. Язык животных в природе 34
2. Говорящие животные 35
,'i 3. Дети-Маугли 39
i 4. Критический период для освоения речи 40
5. Освоение речи ребёнком 41
6. Доречевой этап 42
[ 7. Освоение звуковой формы 44
8. Связь звучания со смыслом46
9. Активный рост запаса слов . 47
10. Овладение морфологией 49
11. Ошибки в речи детей 50
12. Детское словотворчество 52
13. Овладение синтаксисом 54
14. Овладение значением слова . . . . 57
15. «Родительский» язык 59
16. Детские словечки 62
17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе ... 64
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ 69
1. Речевые ошибки 69
2. Теории происхождения речи 74
3. Модели производства речи 75
4. Стохастическая модель производства речи 75
5. Модель непосредственно составляющих 76
6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского . 76
7. Теория уровней языка 79
8. Модель Т-О—Т-Е 80
9. Модель Л.С. Выготского 81
10. Модель А.Р. Лурии 82
11. Модель А.А. Леонтьева 83
12. Модель Левелта 84
Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 87
1. Неосознаваемоеть восприятия речи 87
2. Уровневость восприятия речи 88
3. Осмысленность восприятия речи 88
4. Восприятие букв и слов 90
5. Восприятие предложений 94
6. Соотнесение речи с действительностью 97
7. Механизм эквивалентных замен 100
8. Механизм вероятностного прогнозирования 100
9. Восприятие и понимание речи 103
10. Значение и смысл 104
11. Модели восприятия речи 105
4

Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ . Г 108
1. Слово — высказывание — текст 108
2. Включённость текста в неречевую деятельность 110
3. Производство текста . 111
4. Затекст — текст — подтекст 112
:' 5. Восприятие текста 112
6. Пересказ текста 113
; 7. Пошаговость восприятия 114
8. Многозначность текста 115
9. Свойства текста 120
Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 126
1. Роль эксперимента в психолингвистике 126
2. Ассоциативный эксперимент 129
3. Метод семантического дифференциала . 136
4. Методика дополнения 140
5. Методика заканчивания предложения 142
6. Методы косвенного исследования семантики 143
7. Градуальное шкалирование 143
8. Методика определения грамматической правильности .... 145
9. Опросник 146
10. Методика прямого толкования слова 146
11. Классификация 147
Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА 151
1. Язык и культура 151
2. Гипотеза лингвистической относительности 151
3. Национально-культурная специфика слова 153
4. Лакуны 154
5. Речевое поведение 156
6. Билингвизм ._ 156
7. Ошибки при изучении иностранного языка 158
8. Речь иностранца 161
9. Культурный шок 163
10. Аккультурация 164
11. Лингвистический шок 165
12. Интеркультурные контакты 166
5

Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА .169
1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости 169
2. Речь в изменённом состоянии сознания 172
3. Речь при акцентуациях и психопатиях 172
4. Речь при отдельных заболеваниях 178
5. Физиологические центры речи 179
6. Нарушения речи 180
7. Дефекты речи 183
8. Язык глухонемых 185
Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 188
1. Судебная психолингвистика 188
2. Язык и тендер . 201
3. Нейролингвистическое программирование 203
4. Автоматический анализ текста 208
5. Язык и речевое воздействие 209
Конспективное изложение курса 218
Литература 224



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Рычагова Елена Сергеевна. Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Варвенко Татьяна Геннадьевна. Методы и приёмы формирования интонационной выразительности речи у дошкольников 5-6 лет
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Наталья Панькова. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Прагматика; pragma; pragmatos
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. Русский язык. 7 класс
  • Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник
  • Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 8 класс. Учебник
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Каушанская В.Л., Ковнер Р.Л. и др. Грамматика английского языка
  • Морозова Елена Викторовна. Методики по созданию развивающей речевой среды дома
  • Сагитова Альмира Ахмадеевна. «Развитие выразительности речи через театральную деятельность»
  • Кириченко Ирина. Мнемотехника, как средство развития речи у дошкольников
  • Шаренко Вера Александровна. Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Ваулина Ю.Е. Spotlight 9 (Английский в фокусе. 9 класс) Языковой портфель
  • Ваулина Ю.Е. Spotlight 6 (Английский в фокусе. 6 класс) Языковой портфель
  • Ваулина Ю.Е. Spotlight 5 (Английский в фокусе. 5 класс) Языковой портфель
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Самсонова Ирина Владимировна. Занятие по развитию речи
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Старочкина Татьяна Павловна. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Бородачева Елена Борисовна. КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА»
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Арбузова Виолетта Генриховна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКА»
  • Твердохлебова Надежда Викторовна. Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
  • Кузнецова Ирина Васильевна. Совершенствование фонетико-фонематической системы русского языка в игровой деятельности
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Исакова Яна Сергеевна Иванова Марина Михайловна Нечаева Татьяна Владимировна. «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга».
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Мастяева Елена Викторовна. Работа с детьми с ОВЗ в детском саду
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский языка. V класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка
  • Ван Ляо Ши Иностранный язык без пыток и боли
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь