|
Белянин Валерий. Психолингвистика.Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140630
Автор: Белянин Валерий.
Название: Психолингвистика. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Библиотека студента
Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев, В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский, В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева, В.М. Тиктинский-Шкловский Рецензент В.Д. Бондалетов,докт. филол. наук БелянинВ. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ) В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком. Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание Предисловие 7 { Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 * 1. Объект и предмет психолингвистики 8 2. Определения психолингвистики 9 3. Причины появления психолингвистики 12 f 4. Междисциплинарность психолингвистики 14 •4 5. Язык — речь — речевая деятельность 18 : Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 21 г 1. Язык — это деятельность человеческого духа . 21 2. Язык отражает культуру народа 22 3. Язык включает в себя психический компонент 23 4. Язык — это условие мысли 25 5. Язык ограничивает познание мира 26 6. Язык есть условие общения 27 7. Язык регулирует деятельность человека 27 8. Некоторые постулаты московской психолингвистической школы 29 9. Современное состояние психолингвистики 30 Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ 34 1. Язык животных в природе 34 2. Говорящие животные 35 ,'i 3. Дети-Маугли 39 i 4. Критический период для освоения речи 40 5. Освоение речи ребёнком 41 6. Доречевой этап 42 [ 7. Освоение звуковой формы 44 8. Связь звучания со смыслом46 9. Активный рост запаса слов . 47 10. Овладение морфологией 49 11. Ошибки в речи детей 50 12. Детское словотворчество 52 13. Овладение синтаксисом 54 14. Овладение значением слова . . . . 57 15. «Родительский» язык 59 16. Детские словечки 62 17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе ... 64 Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ 69 1. Речевые ошибки 69 2. Теории происхождения речи 74 3. Модели производства речи 75 4. Стохастическая модель производства речи 75 5. Модель непосредственно составляющих 76 6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского . 76 7. Теория уровней языка 79 8. Модель Т-О—Т-Е 80 9. Модель Л.С. Выготского 81 10. Модель А.Р. Лурии 82 11. Модель А.А. Леонтьева 83 12. Модель Левелта 84 Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 87 1. Неосознаваемоеть восприятия речи 87 2. Уровневость восприятия речи 88 3. Осмысленность восприятия речи 88 4. Восприятие букв и слов 90 5. Восприятие предложений 94 6. Соотнесение речи с действительностью 97 7. Механизм эквивалентных замен 100 8. Механизм вероятностного прогнозирования 100 9. Восприятие и понимание речи 103 10. Значение и смысл 104 11. Модели восприятия речи 105 4 Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ . Г 108 1. Слово — высказывание — текст 108 2. Включённость текста в неречевую деятельность 110 3. Производство текста . 111 4. Затекст — текст — подтекст 112 :' 5. Восприятие текста 112 6. Пересказ текста 113 ; 7. Пошаговость восприятия 114 8. Многозначность текста 115 9. Свойства текста 120 Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 126 1. Роль эксперимента в психолингвистике 126 2. Ассоциативный эксперимент 129 3. Метод семантического дифференциала . 136 4. Методика дополнения 140 5. Методика заканчивания предложения 142 6. Методы косвенного исследования семантики 143 7. Градуальное шкалирование 143 8. Методика определения грамматической правильности .... 145 9. Опросник 146 10. Методика прямого толкования слова 146 11. Классификация 147 Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА 151 1. Язык и культура 151 2. Гипотеза лингвистической относительности 151 3. Национально-культурная специфика слова 153 4. Лакуны 154 5. Речевое поведение 156 6. Билингвизм ._ 156 7. Ошибки при изучении иностранного языка 158 8. Речь иностранца 161 9. Культурный шок 163 10. Аккультурация 164 11. Лингвистический шок 165 12. Интеркультурные контакты 166 5 Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА .169 1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости 169 2. Речь в изменённом состоянии сознания 172 3. Речь при акцентуациях и психопатиях 172 4. Речь при отдельных заболеваниях 178 5. Физиологические центры речи 179 6. Нарушения речи 180 7. Дефекты речи 183 8. Язык глухонемых 185 Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 188 1. Судебная психолингвистика 188 2. Язык и тендер . 201 3. Нейролингвистическое программирование 203 4. Автоматический анализ текста 208 5. Язык и речевое воздействие 209 Конспективное изложение курса 218 Литература 224 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|