|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165029
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В настоящее время акмеология является новой, интенсивно развивающейся наукой, активно включающейся в общественную практику. Востребованность акмеологического знания обусловлена прежде всего его конструктивностью и практической направленностью. Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии зрелой личности, путях самореализации и самоактуализации, акмеология оказалась концептуальным звеном в системе наук о человеке. Авторы учебного пособия являются известными учеными, ведущими акмеологами страны, а академик РАО А. А. Деркач — одним из основателей данной науки.
ВВЕДЕНИЕ Акмеология — новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Москве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации. Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности. Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников. Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований. Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии*. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой**. * Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993. ** Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма — М.: РАУ, 1993. В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа*, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии. * Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993. Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра* В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма. * Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М.: НИИ ВО, 1993. Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологических исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»*. В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы. * Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1995. После выхода данного труда интенсивность акмеологических исследований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Коваль, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и многие другие. Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы*. *Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А. А. Деркача. - М.: 2000-2001. Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Такое учебное пособие было издано в 2000 году* и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания: • категориально-понятийный аппарат; • общие и частные принципы акмеологического исследования; • закономерности, методы акмеологического исследования; • концепции развития профессионализма и профессионала. * Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000. Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и доработано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий акмеологический словарь, в котором обоснованы основополагающие понятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»*. * Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2001. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|