|
Крайг Грэйс. Психология развития.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142749
Автор: Крайг Грэйс.
Название: Психология развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке СОДЕРЖАНИЕ 2
Глава 1 Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования 13 ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ 26 ОБЪЕКТИВНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36 ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 56 Глава 2 Теории развития человека: введение 62 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 78 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 90 Глава 3 Наследственность и среда 119 Grace J.Craig University of Massachusetts HUMAN DEVELOPMENT SEVENTH EDITION PRENTICE HALL Upper Saddle River, New Jersey 07458 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 7-е международное издание ^ПИТЕР^ Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000 Крайг Грэйс ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 7-е международное издание Серия «Мастера психологии» Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной под общей научной редакцией проф. А. А. Алексеева Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор А.Рапопорт Литературные редакторы А. Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт ББК 88.837я7+88.3я7 УДК 159.9=053 Крайг Г. К78 Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00128-4 Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучших и известнейших учебников по психологии развития. Издание ее на русском языке призвано восполнить те пробелы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике. Книга разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология ребенка до и после рождения, в первые два года жизни, когда ему от 2 до 6 лет; психологические закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и старости; рассматриваются вопросы психологии смерти и умирания. Тщательная продуманность композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала, богатство и выразительность иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно полезным и удобным инструментом освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и разнообразии теоретических подходов. Книга рассчитана на психологов, педагогов, социологов, социальных работников. © 1996, 1992, 1989, 1983, 1980, 1976 by Prentice-Hall, Inc. © Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2000 Права на издание получены по соглашению с Prentice-Hall, Inc Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 0-13-206525-8 (англ). ISBN 5-314-00128-4 ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Подписано в печать 21.09.00. Формат 70Х100'/^. Усл. п. л. 62. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 1810. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие научного редактора к русскому изданию 10 1. КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА ....... 13 Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования .. 14 Процессы развития 15 Области развития 17 Биологические процессы развития 18 Влияние среды на развитие человека 18 Взаимодействие процессов развития 20 Экологическая модель 23 Историческая и культурная перспективы 26 Жизненный путь человека возрастные изменения в сравнении с историческими переменами 27 Отношение к детям в исторической перспективе 31 Развитие в контексте меняющейся семьи 34 Объективное систематическое исследование человеческого развития 35 Принцип объективности 36 Искусство задавать вопросы 37 Использование научного метода 38 Выбор условий проведения исследования 40 Выбор экспериментального плана для изучения изменений происходящих с течением времени 42 Методы сбора данных 47 Интерпретация данных 50 Определение границ выводов 51 Этика научного исследования 53 Этические нормы проведения психологических исследований 54 Краткое содержание и выводы 56 Глава 2. Теории развития человека: введение.................................................. 60 Значение теорий 61 Три спорных вопроса 62 Природа или воспитание 62 Непрерывность или скачкообразность 63 Организм или механизм 63 Теории научения 63 Бихевиоризм 64 Теория социального научения 71 Оценка теорий научения 72 Когнитивные теории 74 Пиаже 74 Информационный подход к развитию 79 Когнитивное развитие в социальном контексте 81 Оценка когнитивных теорий 82 Психоаналитическая традиция 83 Фрейд 84 Эриксон 87 Оценка психоаналитической традиции 91 Теории «Я» 92 Гуманистическая психология 92 Другие теории «Я» 95 Этология 96 Краткое содержание и выводы 101 2. НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ................................................. 109 Глава 3. Наследственность и среда ....... 110 Как работают гены 111 Источники человеческого разнообразия 112 Гены и хромосомы 112 Клеточное деление и репродукция 114 Комбинации генов 116 Хромосомные и генные аномалии 117 Аномалии сцепленные с полом 118 Аномалии не сцепленные с полом 121 Генетическое консультирование 125 Успехи генетических исследований 128 Генетика поведения 130 Исследования приемных детей 131 Исследования личности близнецов 133 Уровни окружающей среды семья и социализация 135 Отношения в семье 135 Семья как проводник в культуру 136 Развитие Я концепции 138 Взаимодействие наследствености и среды 141 Развитие полоролевой идентичности 142 Различия между мужчинами и женщинами 143 Пол и социализация 145 Андрогинная личность 147 Краткое содержание и выводы 148 Глава 4. Пренатальное развитие и роды..................................................... 152 Пренатальное развитие 153 Оплодотворение 153 Периоды пренатального развития 154 Тенденции развития 165 Влияние среды на Пренатальное развитие 167 Анализ степени риска 167 Тератогены 170 Защитные факторы 177 Роды 182 Процесс родов 182 Новорожденный 184 Опыт деторождения 187 Развивающаяся семья 192 Супруги становятся родителями 192 Бондинг 195 Краткое содержание и выводы 198 3. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ ........... 205 Глава 5. Физическое развитие в младенчестве ..................................... 206 Новорожденный 207 Возможности новорожденного 207 Научение и привыкание 213 Физическое и моторное развитие 216 Созревание или динамическая система 216 Обзор первых двух лет жизни ребенка 217 Полноценное и неполноценное питание 226 Неполноценное питание детей как глобальная проблема 226 Естественное или искуственное вскармливание pro et contra 228 Отнятие от груди и приучение к твердой пище 228 Сенсорное и перцептивное развитие 230 Стратегии исследования 232 Зрение 233 Слух 238 Вкус, обоняние и осязание 239 Процессы интеграции 240 Развитие мозга и опыт 242 Дети, требующие специального ухода 243 Незрелость новорожденных 243 Дети, относящиеся к группе риска 247 Краткое содержание и выводы 248 Глава 6. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве ..................... Zod Когнитивное развитие 254 Сенсомоторный период 255 Игра с предметами 257 Постоянство объектов 258 Память 261 Символическая репрезентация 261 Критика теории Пиаже 263 Перцептивная организация и перцептивные категории 263 Языковое развитие 267 Аспекты языка 268 Процесс овладения языком 269 начало языкового развития 274 Дословесный период 275 Первые слова 279 Двухсловные предложения 282 Условия раннего когнитвного и языкового развития 285 Среда благоприятная для интеллектуального роста 285 Роль родителей и воспитателей 286 Депривация и неблагополучные семьи 287 Раннее вмешательство 290 Краткое содержание и выводы 292 Глава 7. Психосоциальное развитие в младенчестве ..................................... 299 Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве 300 Психосоциальное развитие в рамках первых отношений с окружающими 301 Развитие привязанности 302 Четыре типичные реакции 306 Паттерны ранних отношений 312 Качество отношений 312 Нарушения эмоциональных связей 319 Младенцы, требующие особого ухода 320 Отцы, братья и сестры и семейная система 323 Отцы 323 Братья и сестры 326 Бабушки и дедушки 327 Развитие личности на втором году жизни 327 Доверие и чувство безопасности 328 Социальные эталоны и культурные значения 329 Автономия,дисциплина и просоциальное поведение 331 Развитие Я 333 Гарвардская исследовательская программа эффективная модель семейного воспитания дошкольников 335 Занятость родителей 336 Социальная экология воспитания 336 Дневной уход за младенцами 337 Краткое содержание и выводы 341 4. ОТ ДВУХ ДО ШЕСТИ: РАННЕЕ ДЕТСТВО................................. 349 Глава 8. Физическое и когнитивное развитие в раннем детстве .................. d6U Физическое и моторное развитие 352 Размеры и пропорции тела 352 Развитие головного мозга 354 Развитие двигательных навыков 357 Среда как источник опасности 362 Когнитивное развитие 363 Пиаже и дооперациональное мышление 364 После Пиаже развитие в социальной перспективе 373 Информационная модель когнитивного развития 374 Языковое развитие 379 Расширяющаяся грамматика 379 Новые слова и понятия 382 Влияние речи родителей 382 Детские разговоры 383 Диалекты 388 Билингвизм 388 Игра и научение 390 Виды игр 391 Игра и когнитивное развитие 394 Адаптивная роль когнитивной незрелости 399 Краткое содержание и выводы 401 Глава 9. Психосоциальное развитие в ранием детстве................................... 407 И вновь три теории развития 408 Психосоциальное поведение с позиций психодинамического подхода разрешение конфликтов развитая и совпадающее поведение 409 Как дети управляют чувствами 410 Конфликты развития 417 Психосоциальное развитие в зеркале теорий социального научения расшире ние репертуара социальных навыков 420 Научение агрессии ипросоциальному поведению 421 Сверстники игра и развитие социальных навыков 425 Когнитивный подход к психосоциальному развитию понимание себя и других 430 Я концепция 431 Социальные понятия и нормы 432 Гендерные схемы 433 Семейная среда 436 Стили родительского поведения 436 Братья и сестры 441 Приучение к дисциплине и саморегуляция 445 Краткое содержание и выводы 448 5. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО......................... 457 Глава 10. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве................. 458 Физическое и моторное развитие 459 Физический рост и морфо функциональные изменения 460 Внутренние изменения 461 Развитие двигательных навыков 462 Здоровье болезни и несчастные случаи 464 Создание условий для физического развития 467 Мышление на уровне конкретных операций 467 Когнитивные способности первоклассников 468 Теория Пиаже и педагогика 470 Информационный подход к когнитивному развитию 472 Память 472 Метапознание 474 Языковое развитие 475 Язык и грамотность 475 Научение и мышление в процессе школьного обучения 479 Новые требования и ожидания 479 Формирование умения учиться и критически мыслить 480 Успехи в школе 481 Половые различия и успехи в учении 484 Влияние родителей на успехи детей в школе 485 Оценивание индивидуальных различий 488 Тестирование интеллекта 490 Природа интеллекта 491 Ограниченные возможности тестирования 493 Неспособность к учению 495 Дислексия 496 Синдром дефицита внимания и гиперактивности 497 Краткое содержание и выводы 498 Глава 11. Психосоциальное развитие в среднем детстве .........„„....................505 Развитие личности в расширяющемся социальном мире 506 Теоретические подходы к развитию в среднем детстве 506 Я концепция 508 Сохраняющееся влияние семьи 509 Взаимоотношения родителей и детей 510 Изменения в характере семьи 511 Дети развода 518 Жестокое обращение с детьми 521 Социальное знание 527 Развитие социального познания 528 Представления детей о дружбе 530 Моральные суждения и их аргументация 532 Отношения со сверстниками и социальная компетентность 537 Функции дружбы 537 Группа сверстников 539 «Свои» «чужие» и предубеждения 544 Краткое содержание и выводы 547 6. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ.................. 557 Глава 12. Физическое и когнитивное развитие в подростковом и юношеском возрасте ......................... 558 Отрочество и юность в культурном и историческом контексте 559 Юность на пороге XXI века 561 Физическое развитие 563 Физический рост и морфо функциональные изменения 563 Изменение внешности и адаптация к нему подростков 569 Реакции родителей на изменения в облике и поведении подростков 573 Половая идентичность и сексуальное поведение 573 Развитие сексуальных установок 574 Развитие сексуального поведения и сексуальных отношений 576 Сексуальное насилие и сексуальное поведение подростков 579 Юношеский гомосексуализм 580 Юные родители 583 Причины беременности в подростковом и юношеском возрасте 583 Последствия раннего материнства и отцовства 584 Когнитивные изменения в отрочестве и юности 586 Абстрактное мышление 586 Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом и юношеском возрасте 587 Изменения в диапазоне и содержании мышления 589 Краткое содержание и выводы 594 Глава 13. Психосоциальное развитие в подростковом и юношеском возрасте .......................................... 599 Задачи развития в отрочестве и юности 600 Независимость и взаимозависимость 601 Формирование идентичности 604 Подростки в семье 608 Межпоколенная коммуникация 609 Меняющаяся американская семья 612 Оставление родительского дома 613 Сверстники, друзья и социальная среда 614 Социальное сравнение 615 Тесная дружба и близкие отношения 615 Клики,компании и уединение 618 Преодоление границ сверстники и родители 619 Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни 621 Принятие решений в социальном контексте 621 Переоценка ценностей в отрочестве и юности 622 Риск в подростковом и юношеском возрасте 623 Употребление наркотиков 624 Стресс, депрессия и совладающее поведение 631 Депрессия 631 Депрессия и другие расстройства 633 Факторы, влияющие на развитие депрессии и совладающее поведение 633 Интеграция личности 637 Краткое содержание и выводы 638 7. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ ..................... 647 Глава 14. Физическое и когнитивное развитие в ранней взрослости ........ 648 Развитие в период взрослости 650 Возрастные часы в контексте социальных норм 650 Умение справляться с критическими жизненными ситуациями 652 Физическое развитие в ранней взрослости 653 Физическая сила и выносливость 653 Физическая форма и здоровье 655 Способность к воспроизведению потомства 660 Сексуальность в ранней взрослости 660 Преемственность и изменения в познании 666 Когнитивный рост или спад5 667 •Стадии» студенческого мышления 668 За пределами формальных операций 669 Гибкое использование взрослого интеллекта 670 Иследование периодов и задач взрослого развития 672 Задачи развития в ранней взрослости 673 «Grant study» лонгитюдное исследование развития взрослых 674 Периодизация жизни мужчины по Левинсону 676 Периодизация жизни женщины 679 Связывания когнитивного развития с развивающимся Я 682 Краткое содержание и выводы 688 Глава 15. Психосоциальное развитие в ранней взрослости............................. 692 Личность, семья и работа контекст развития взрослого человека 693 Личное Я идентичность, близость и генеративность 693 Человек как член семьи 695 Человек как работник 696 Установление близких отношений 698 Трехкомпонентная теория любви Стернберга 699 Образование пары и развитие отношений 700 Одинокие люди мифы и реальность 704 Родительство и развитие взрослых 705 Семейный цикл 705 Переход к родительству 706 Воспитание ребенка и изменение родительских ролей 708 Профессиональный цикл 713 Этапы профессионального пути 714 Выбор профессии и профессиональная подготовка 716 Поступление на работу и профессиональная адаптация 721 Упрочение, сохранение и изменение карьеры 723 Работа и пол 724 Женский труд в зеркале статистики 725 Различия в труде мужчин и женщин 725 Мотивы и значение труда в жизни женщин 726 Мифы и стереотипы, влияющие на отношение к работающим женщинам 727 Семьи, в которых работают оба супруга 728 Семья, работа и образ жизни 733 Меняющееся отношение к семейной жизни 733 Меняющееся отношение к работе 734 Совмещение работы и семейной жизни 735 Краткое содержание и выводы 735 8. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ................... 743 Глава 16. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости........... 744 Развитие в среднем возрасте 745 «Время расцвета» или«начало конца»5 746 Миф о кризисе середины жизни 747 Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте 749 Психофизиологические и морфо функциональные изменения 749 Менопауза и климактерий 752 Сексуальность в среднем возрасте 756 Здоровье и болезни 758 Главные болезни среднего возраста 758 Кумулятивные эффекты жизненных привычек 760 Раса, бедность и здоровье 763 Стресс и болезни 764 Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте 770 Текучий и кристаллизованный интеллект 770 Опыт и мастерство 774 Когнитивные навыки и среда 775 Изменение функций интеллекта 778 Краткое содержание и выводы 779 Глава 17. Психосоциальное развитие в средней взрослости ........................... 783 Преемственность и изменения в развитии личности 784 Задачи среднего возраста 784 Мужчины в середине жизни 789 Женщины в середине жизни 790 Семья и друзья межличностный контекст 792 Между двумя поколениями 793 Отношения со взрослыми детьми 793 Отношения со стареющими родителями 795 Воспитание внуков 800 Дружеские отношения в перспективе жизненного пути 801Меняющаяся семья 803 Развод и повторный брак 803 Семьи с детьми от предыдущего брака 808 Постоянство и перемены в профессиональной жизни 811 Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни 811 Перемена работы и трудовой стресс 812 Краткое содержание и выводы 816 9. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ .................. 825 Глава 18. Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости .......... 826 Старение сегодня 827 Эйджизм и стереотипы 827 Четыре десятилетия поздней взрослости 830 Физические аспекты старения 834 Морфо функциональные изменения в старости 835 Здоровье болезни и питание 840 Причины старения 844 Наследственность и факторы окружающей среды 845 Теории старения 846 Когнитивные изменения в процессе старения 848 Познавательная способность в поздней взрослости 849 Угасание интеллекта в старческом возрасте 855 Стареющий ум и благополучная старость 860 Краткое содержание и выводы 860 Глава 19. Психосоциальное развитие в поздней взрослости ........................... 864 Личность и старение 865 Благополучная старость 866 Стабильность и перемены в поздней взрослости 867 Задачи развития в поздней взрослости 873 Выход на пенсию смена статуса 875 Физические экономические и социальные условия 876 Решение о выходе на пенсию 878 Семейные и личные отношения 880 Период прекращения воспитательной деятельности 881 Уход за больным супругом 882 Вдовы и вдовцы 883 Братья, сестры и друзья 885 Социальная политика и пожилые люди 886 Демография старения в Америке 886 Немощные старики в Америке 890 Образ жизни пожилых американцев возможности выбора 891 Краткое содержание и выводы 895 Глава 20. Смерть и умирание................ 898 Мысли о смерти истрах смерти 899 Отрицание смерти 899 Озабоченность смертью и значение смерти 900 Перед лицом собственной смерти 902 Стадии приспособления к умиранию 902 Смерть как финальная стадия человеческого развития 904 Альтернативные пути умирания 905 В поисках гуманной смерти 906 Хосписы 907 Право на смерть 909 Горе и приспособление к тяжелой утрате 912 Процессгоревания 912 Утрата близкого человека в кросс культурной перспективе 914 Ритуалы и обычаи 916 Когда умирает ребенок 917 Завершение полного жизненного цикла 918 Краткое содержание и выводы 918 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................... 924 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ............... 974 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|