Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 48 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 50 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 51
|
Психологическая культура и образованиеColere – по-латыни «возделывать почву». Труд педагога сродни труду земледельца: велики затрачиваемые усилия и зависимость их результата от природных процессов, стихия может загубить дело, а плоды труда порой приходится ждать долгие годы. Культура общества как целое складывается из «высокой» культуры, культуры «рыночной» – массовой (поп-культуры) и народной, «низовой» культуры. Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в «нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т.д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна – приносит реальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни. Во всех книжных магазинах отдел «Психология» самостоятелен и заполнен массой книг. Специальность психолога стала одной из самых престижных Конкурсы на факультеты психологии МГУ и РГГУ доходят до 13 человек на место. В США профессия психолога входит в десятку наиболее престижных. Каждая американская семья, принадлежащая к среднему классу, имеет семейного адвоката, врача и психолога. Психологическая культура как составная часть системной культуры общества также многослойна. В нее входят: 1) обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей; 2) психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.); 3) психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии. Новым феноменом XX в. стало возникновение массовой психологической культуры, так называемой поп-психологии, которая, взаимодействуя с другими составляющими и сферами массовой культуры, породила психологическую поп-литературу, психологизированные кино- и телефильмы, в которых психологи, психоаналитики и психотерапевты выступают в главных ролях (заметно искажая и вульгаризируя реальную деятельность практического психолога, ее цели и нормы). Психолог и в нашей стране, и за рубежом выступает с телеэкранов, дает комментарии важнейших событий, оценивает поведение людей и т.д. Научные психологические термины вошли в повседневную речь и стали если не общеупотребляемыми, то, по крайней мере, общепонятными. «Экстраверт», «аутист», «тревожность», «интеллект», «комплекс неполноценности», «сублимация», «инсайт» – эти термины входят в словарь естественного языка. На базе поп-психологии возникает и поп-психологическая практика: группы встреч, клубы общения, интеллектуальные олимпиады и т. д. Здесь надо отметить отличие поп-психологии от популярной психологии. Если последняя имеет своей целью донести до читателя достижения психологической науки в занимательном, но максимально психологическом виде, не суля сиюминутного эффекта от применения знания на практике, то поп-психология обещает все и сразу. Как завоевать мужчину, добиться успеха в бизнесе, повысить свой творческий потенциал, развить память и не остаться одинокой – всему можно научиться, прочитав несколько книжек по 8-10 печатных листов. Отдельно стоит литература по психологическому тестированию. На Западе психологический тест столь же обыденный инструмент, как и термометр. У нас в стране приближается момент тотального внедрения психологических и педагогических тестов в практику. Главным распространителем психологической поп-культуры (включая дистанционную психодиагностику) на сегодняшний день является Интернет. Большинство так называемых психологических сайтов заполнено не очень качественной, но весьма ярко упакованной и доступной для понимания психологической информацией. На первом месте стоит НЛП, затем следует психоанализ и т.д. Независимо от воли и целенаправленных усилий психологов и педагогов психологическая культура в виде поп-культуры становится достоянием масс, и в первую очередь склонных к самопознанию подростков, юношей и девушек, читающих книжки и путешествующих по интернет-сайтам. Вхождение психологических терминов в повседневную речь приводит к преобразованию системы значений обыденного языка и, хотим мы этого или нет, влияет на изменение картины мира детей, которая складывается в самом раннем возрасте. Тем самым психолог и педагог, стремящиеся привить психологическую культуру, имеют зачастую перед собой не tabula rasa, а маленького человека, который каким-то образом к психологической культуре уже прикоснулся. Более того, развитие научно обоснованной психологической практики приводит к тому, что контакт с психологом будет столь же привычным делом, как и посещение врача в поликлинике или обращение к юристу-консультанту. Существующий и все более углубляющийся разрыв между академической психологией, практикой, образованием и психологической массовой культурой не является крайностью или «капризом» истории. Он следствие динамики развития человеческой культуры в XX в. Прибегнем к метафоре. Назовем модель развития культуры «моделью растущего дикобраза» или, если угодно, «ежа». На остриях игл, символизирующих отрасль знания и указывающих направления их развития, – специалисты, наиболее продвинутые в своей области, обеспечивающие рост «кончика иглы» – добычу нового знания. Они все больше и дальше удаляются друг от друга в пространстве знаний. Все меньше специалистов одного профиля понимают, что делают их коллеги, тем более специалисты из других областей, число «игл» все растет. Появляются новые научные направления. Кроме того, оригинальные исследователи все дальше продвигаются от «тела цивилизации» – массы, потребляющей знания, от тех, кому предназначены эти знания и практические рекомендации. Утрачивается понимание между исследователями разных уровней и прикладниками. Только вера в науку и авторитет, накопленный веками, заставляют выделять ассигнования на деятельность, результат которой малопонятен даже экспертам. Причем не каждое открытие имеет очевидное практическое приложение. Как следствие, возрастает значение коммуникаций и коммуникаторов, «межпредметных трансляторов», переводчиков знания с языка одной научной дисциплины на другой (горизонтальная коммуникация). Возрастает значение синтетических научных дисциплин (информатика, системный анализ, синергетика). Увеличивается роль популяризаторов и прикладников, которые призваны осуществлять вертикальную коммуникацию – перенос нового научного знания в повседневную человеческую жизнь: оно должно быть и / или понятно, и / или практично. Поп-психологию я расцениваю как деятельность по приближению академического знания к уровню потребителя ценой вульгаризации, упрощения и утраты реальной (а не декларируемой) практической эффективности этого знания. Идеал такой деятельности – универсальный рецепт (как жить) для всех и каждого в любое время и в любых условиях. Отсюда вытекает кардинальный вопрос: если психология должна стать обязательной составляющей школьного (основного и дополнительного) образования, если психологическая культура должна стать составляющей общеобразовательной культуры ученика, то о какой психологии идет речь и как ее преподавать? Психология может стать учебным предметом наряду с химией, физикой и другими естественными науками – объективно-ориентированной дисциплиной об общих закономерностях психического отражения и регуляции поведения, индивидуально-психологических различий и развития психики. Психология может быть дисциплиной практической, опирающейся на стремление детей решать проблемы своей адаптации к людям и повседневной жизни, на жажду подростков познать себя и других людей. И в этом случае она преобразуется в некий вариант школьной психотерапии, в ходе которой любой ученик познает свою личность, учится понимать других людей и строить свое поведение на основе психологического знания. Наконец, возможен третий вариант – превращение психологии в занимательную игру в духе книг из серии «Сам себе психолог», игру по раскрытию своих возможностей, познанию другого и т.д. Психология – это то, что интересно. Но все ли в психологии интересно, забавно и не требует умственного напряжения и духовных усилий? Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|