|
Развитие личности в ранней юностиЮность – определенный период развития и созревания человека, лежащий между детством и взрослостью. Хронологические рамки этого возраста определяются разными учеными-психологами по-разному. Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт). Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст (а точнее, предполагаемый им уровень развития индивида) прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Половозрастное разделение труда во многом определяют социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы. Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь бывает как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива. Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (сравним не всегда осознанные представления о «нормальном» поведении и о степени ответственности подростка и взрослого и т.д.). Взаимоотношения возрастных слоев и групп тесно связаны с определенными социально-экономическими процессами. С одной стороны, в обществе постоянно происходит перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы (прежде всего – общественным разделением труда, наличием рабочих мест и подлежащих выполнению социальных функций) и реализуется с помощью соответствующих социальных механизмов. С другой стороны, налицо встречный процесс социализации, сущность которого заключается в умении индивида на каждом этапе его жизненного пути принимать и усваивать новые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к их изменению). В этом смысле подготовка к выходу на пенсию – такой же необходимый элемент опережающей социализации пожилых людей, как профессиональная ориентация – опережающей социализации подростков и юношей. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического (в частности, полового) созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. В разных обществах и в разные эпохи это проходило по-разному. Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое (в частности, половое) созревание заметно ус-корилось, заставляя снижать границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда – удлинение периода ролевого «моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих стереотипов. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно – расширение сферы сознательного самоопределения и повышение самостоятельности. Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой отцов и детей, преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной. Слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:
Говоря о преемственности или конфликте, ученые сплошь и рядом имеют в виду совершенно разные вопросы: возрастную структуру общества, взаимоотношения старших и младших, темп исторического развития, взаимоотношения конкретных отцов (и вообще родителей). Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по А.Л. Гезеллу, от 11 лет до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет, т.е. от 11 до 16. На основании исследований ученый делает некоторые выводы. 10 лет, по его мнению, – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, отмечаются частая смена настроений, ссоры со сверстниками. В 12 лет такая «турбулентность» проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет влияние семьи и сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего – обращение внутрь, подросток становится более ин-тровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям; становится избирателен в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией: подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастают его уверенность в себе, а также интерес к людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими людьми, активно идентифицирует себя с любимыми героями кино, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летнего, по мнению психологов, трудно выразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные различия. Новообразования этого возраста – рост духа независимости, который делает отношения в семье и школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|