Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.

Категория: Психодиагностика, Психодиагностика | Просмотров: 2915

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Одна из особенностей психологического исследования, заключается в том, что объект исследования может также выступать и в качестве того, с кем возможно, а в некоторых случаях и необходимо установить взаимоотношения на основе сотрудничества, помимо этого, сам объект исследования, может выступать в качестве исследователя. Эту особенность исследования в психологии необходимо в полной мере использовать, применяя ТАТ в психологическом консультировании. Для этого, диагностический потенциал методики, необходимо сочетать с дидактическими ее возможностями, используя которые, мы подготавливаем клиента к исследованию самого себя. И в этом смысле ТАТ, является методикой уникальной, хотя и вспомогательным, но весьма ценным инструментом. Эта ценность, заключается в том, что испытуемый, составляя рассказ, объективизируя субъективное содержание своей психики, как правило, не знает, насколько содержание рассказов относится непосредственно к нему, и какую роль в его жизни это играет. После этого, клиент, с помощью психолога, занимает позицию исследователя содержания собственной речевой деятельности.

Процедура тестирования и результаты исследования с использованием ТАТ позволяют:

- на начальных этапах консультирования способствовать установлению более непосредственных, доверительных отношений психолога с клиентом (испытуемым), формированию психотерапевтического альянса;

- максимально быстро перейти от изначально высказанной клиентом жалобы к четко сформулированному запросу, что, в свою очередь, позволит перейти к сути того, что составляет проблему;

- в максимально короткие сроки выявить психодинамику, которая, без проведения исследования, как правило, проявляется значительно позже;

- выдвинуть, и проработать с клиентом психотерапевтические гипотезы, выстроить стратегию консультирования, сформулировать вопросы и интерпретации, что позволяет повысить эффективность и ускорить процесс оказания психологической помощи.

Но, с ускорением процесса, преобразований в ходе консультации, необходимо быть весьма осторожным. Для подготовленного психолога, ТАТ, предоставляет огромное количество информации, способствующей более глубокому пониманию метаморфоз психической сферы клиента. Но, понимание психолога, не есть понимание клиента, клиент, зачастую, может быть не готов к достаточно полному осознанию, даже тех содержаний, которые сам излагает в рассказах. Хотя, это, в свою очередь, позволяет, непосредственно, определить истинное отношение к значимым объектам из реальной жизни клиента, а не социально одобряемую версию этих отношений.

Список возможных интерпретационных схем используемых в ТАТ, довольно таки велик. Но, не смотря на это, он, пожалуй, еще не завершен, а полное их использование является избыточным, и специалисту в каждом конкретном случае необходимо выбрать те интерпретационные схемы, которые в наибольшей степени соответствуют ситуации исследования.

Основная сложность в работе с ТАТ заключается в том, что мы имеем дело с содержательным анализом, основой которого является качественный анализ. В ТАТ имеются только описания диагностических показателей, полнота и содержание которых может меняться в зависимости от содержания рассказа. В зависимости от личных особенностей психолога и его подготовленности, это может выступать как в качестве недостатка, так и напротив, достоинства ТАТ. К одному из таких достоинств можно отнести то, что однажды освоив имеющиеся интерпретационные схемы, специалист получает навыки, которые позволят не только оперативно работать с ТАТ и обрабатывать рассказы по стимулам, но и применять эти навыки в любых ситуациях, где мы имеем дело с проекцией, представленной в речи и текстах.

В рамках психологического консультирования, как правило, не требуется написания диагностического заключения. Результаты тестирования, не предоставляются клиенту как отдельный, конечный продукт, а используются в ходе консультации, которая является динамическим процессом, где диагностическая функция использования методики, плавно перетекает в ее коррекционную составляющую.

Написание диагностического заключения и предоставление его клиенту (заказчику), наиболее востребовано в случаях повышенной ответственности, например таких как:

- производство судебно-психологической экспертизы;

- подбор или отбор персонала на руководящий пост;

- при отборе представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья и т.п.

В выше перечисленных случаях, диагностическое заключение имеет наибольшую ценность для специалистов, которые на его основе будут оценивать, и принимать относительно испытуемого какие либо решения. В этом случае, наиболее целесообразно использовать ТАТ в комплексе с другими методиками. Практика показала, что ТАТ очень хорошо дополняют, например, такие проективные методики как тест Сонди, социограмма, ассоциативный тест.

В процессе консультации, после того, как клиент завершает рассказы, по выбранным картинкам, в соответствии с инструкцией к ТАТ, эффективным является, задать ему уточняющие вопросы, установить ассоциативные связи, с некоторыми смысловыми единицами. Но, при этом важно иметь навыки, не привносить в рассказ свои собственные проекции, то, что называется, не давать плюс смысл, умение оставаться в рамках означающих, которые были предложены самим клиентом, и в поле его собственных целей и желаний. Интерпретация или привнесение нового означающего, это искусство, которое требует, как минимум отдельной книги, и относится не столько к методике ТАТ, сколько к самой процедуре психологического консультирования.

Почти перед каждым психологом, который собирается освоить ТАТ (точнее интерпретационные схемы) возникает вопрос, "а есть ли какой-нибудь экспресс вариант тестирования и обработки результатов?". Например, методическое пособие предложенное Леонтьевым Д. А. и варианты ведения протоколов невероятно сложны, избыточны и в повседневной работе все предложенные интерпретационные схемы, применять не целесообразно, и, как правило, просто невозможно.

Часто психологи, применяющие ТАТ в психологическом консультировании, используют не весь комплект таблиц, а на основе своей гипотезы делают тематический подбор, стимульного материала, результаты использования которого считают наиболее информативными. Аудио или видеозапись, не применяется в силу разных причин, а если и применяется, то стенограмма их не делается из-за трудоёмкости процесса. Как правило, специалист фиксирует для себя значимые диагностические показатели, выявляет важные закономерности, которые понадобятся при последующей работе с клиентом. Письменная интерпретация фактически не востребована.
При оперативной работе с ТАТ, специалисту необходимо не только хорошо знать, интерпретационные схемы, но и иметь хорошо отточенные навыки использования их в практике.

Интересные результаты показал такой прием экспресс диагностики с использованием ТАТ, где мы просим клиента, из всего набора таблиц, выбрать ту, по которой хотелось бы составить рассказ, и ту таблицу, по которой рассказ составлять не хочется. В этом случае, мы выбираем стимульный материал, на который спроецированы наиболее сильные чувства. И позитивные и негативные эмоции, говорят о значимости для испытуемого темы, воспринятой им на картинке. В свою очередь, картинка, на которую спроецированы негативные эмоции, может выявить теневую сторону личности, а тема, которую не хочется обсуждать, может вплотную подвести к истинным причинам актуальной проблемной ситуации.

В работе с клиентом у нас нет необходимости и возможности применять какие-либо методы математической обработки данных, но и сам процесс квантификации, предполагает перевод психических характеристик, которые изначально несут качественный характер, в количественные значения. После математической обработки цифровых данных, чтобы дать их интерпретацию и сформулировать выводы, нам необходимо совершить обратный процесс, перевести цифровые значения в качественные характеристики. В консультационном процессе более эффективной является непосредственная работа со смыслами, используя методы качественного анализа. К сожалению, работ, посвященных качественному анализу очень мало, но именно навыки качественный анализ, является основой написания любого заключения, и ТАТ в этом случае является прекрасным тренажером.

1. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест.
2. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Конспект.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Профессия психолог
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Леонтьев Дмитрий - Тематический апперцептивный тест + стимульный материал
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1-3 встреч с клиентом
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий
  • Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев
  • Установление доверительного контакта психолога с пациентом Онкоцентра
  • Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Тест "Боги и Богини"
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Собчик Л.Н. - Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Барлас Т.В. Психодиагностика в практической психологии: проблемы и перспективы (полемические заметки)
  • Шаповалов Виталий Современные тенденции и проблемы психодиагностики в системе общего среднего образования
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Последствия отворота
  • Креспель Изабель, Фрезер Том. Способы описания клиента в трансактном анализе
  • Причины причин в психологическом анализе
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Интерпретация; interpretation
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Алешина Юлия - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Тимофеев Д.С. Идея "другого" и сценарные решения
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Андрей Медведев. Влияние адаптации мозга к стимулам при исследовании на полиграфе их роль в оценке проводимых исследований.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь