|
Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модельКатегория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 16973Кортико-висцеральная теория формирования внутренних болезней Константи́на Миха́йловича Бы́ковы, Ивана Терентьевича Курцина, послужившая развитием предыдущей теории Ивана Петровича Павлова, и более современные модели:
1) импринтинг Конрада Лоренца, 2) выученная беспомощность М. Зелигмана. Физиологическая модель внутрипсихологического конфликта была создана Иваном Петровичем Павловым и его учениками в 20-30-е годы XX в. Проводя опыты над животными они обнаружили, что причиной соматических нарушений является «сшибка» рефлекторных процессов. Другими словами, активизация с помощью одного и того же условного стимула двух противоречащих друг другу безусловных рефлексов, например, таких как пищевой и оборонительный. Согласно этой теории, в основе психосоматических расстройств лежит «сшибка» условных рефлексов, которая содержит логически неразрешимые противоречия. Еще один физиологический механизм психологических срывов - образование «патологических» условных рефлексов. Например, бронхоспазм у больного бронхиальной астмой, который возникает только при виде изображения предмета вызывающего аллергию, а не при вдыхании аллергена. Практическая реализация кортико-висцеральной теории стала условно-рефлекторная терапия, то есть исправление патологических условных рефлексов путем их сшибки с безусловными рефлексами. Еще в 30-е годы, одной из первых областей, где применялась условно-рефлекторная терапия, стало лечение алкоголизма с помощью формирования условно-рефлекторной рвотной реакции, по Измаилу Федоровичу Случевскому. Кортико-висцеральная теория, объясняет происхождение внутренних (психосоматических) болезней следующим образом: кора головного мозга, используя механизмы условных рефлексов, непосредственно влияет на состояние внутренних органов, что вызывает нарушение баланса возбуждения и торможения, на уровне коры ГМ. Был предложен неспецифический метод лечения внутренних болезней с помощью длительного искусственного сна. С позиции телесно-ориентированной психокоррекции, осознание телесных ощущений, связанных с тем или иным внутренним органом, и их проработка способствует нормализации функций данного органа. В основе этого эффекта лежит, согласование активности сомато- и висцеросенсорных зон коры и ее лобных областей. У человека условные рефлексы могут формироваться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Важнейшим практическим следствием этой теоретической модели является то, что на подкорковом, подсознательном уровне, рефлекторный акт может осуществляться независимо от коркового, сознательного уровня, и существенно быстрее, поскольку задействовано меньше «инстанций». В многоуровневой, иерархической системе управления «верхи» инертны, и узнают о случившемся в последнюю очередь и только потом делают вид, что все позитивные процессы происходят благодаря их управлению, а негативные – невзирая на их неодобрение. Обычно вначале происходит привычный, условно-рефлекторный акт, а лишь затем возникает его осознание. Эмоции также представляют собой условные рефлексы, функционирующие на неосознаваемом уровне, которые доступны осознанию на более поздней стадии. Вспомнить о теории происхождения эмоций по Джеймсу Ланге: вначале возникает реакция на уровне коры правого полушария ГМ и лимбико-ретикулярной системы, далее начинается вегетативное сопровождение, то есть вызванное эмоциями напряжение мышц, учащается сердцебиение и дыхание, что является значимым для осознания эмоций подчеркивал. Когда эти физиологические сдвиги распознаются «сознательной» частью мозга, возникает собственно человеческая, эмоция. Первоначально мы реагируем на окружающую нас ситуацию подсознательно, реакция может происходить за десятые доли секунды, либо, растянуто во времени, когда эмоция созревает подспудно. Первоначально возникают эмоционально-индуцированные сдвиги в состоянии внутренних органов и мышц, и только направив на них внимание, мы осознаем свои чувства. Но, если внимание не фокусируется на этом, то эмоции создают фон, проявляющий себя в самочувствии и настроении. Стереотипы эмоционального реагирования в стандартных ситуациях - это условно-рефлекторные реакции, которые формируются, как правило, в раннем детстве, перешли на подсознательный режим функционирования, стали автоматическими. Например, в эксперименте, по переучиванию двигательным навыкам: испытуемый в ответ на условный сигнал продолжает повторять одно и то же автоматическое движение - оборонительный рефлекс, несмотря на попытки остановить его усилием воли. Двигательная реакция не успевает подчиниться сознательному контролю, так как подсознательные механизмы управления срабатывают быстрее. Чтобы переучить человека, необходимо, сделать большей частью подсознательную реакцию более осознанной. Для этого, человеку нужно помочь вернуться в «правополушарное» состояние, ассоциативно связанное с детским возрастом, когда рефлекторная реакция только формировалась. Это возврат к «первичному» восприятию ситуации, когда человек сталкивается со значимой информацией впервые. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|