|
Современные мужчины в постиндустриальном обществеАвтор статьи: Гундертайло Юлия Даниловна
Изучение мира примитивных культур поражает – мужчина там совершенно другой, даже близко не похожий на современников. В обществе и семье он занимает уважаемое положение – он единственный, кто способен обеспечить выживание семьи и рода. Мужчина поддерживает связь с предками, с божествами, природой. Мифологическая картина мира, в которой существует общество, делает людей ответственными не только за поддержание благоденствия своего народа, но и всей планеты. Исполняя ритуалы, мужчины чувствуют свою неразрывную связь с Землей, свое значение для всей будущей жизни и всех грядущих поколений. Таким образом, ощущение своей незаменимости и своей значимости, позволяет мужчинам принимать такие решения, которые способствуют росту и развитию общества в гармонии с окружающим миром. Что же происходит в процессе развития современной западной цивилизации? Технический прогресс рождает в людях ощущение собственного всемогущества, которое в первую очередь вскружило голову именно мужчинам. Чувствуя себя царем природы, то есть высшим существом, практически богом-творцом, мужчина перестает гармонизировать свои решения с потребностями природы, с нуждами планеты. Основным стремлением становиться свобода от всего. Постепенно все свои функциональные семейные обязанности мужчина передает общественным институтам – церкви, врачам, школе, социальным службам. И когда, наконец, бремя ответственности за выживание семьи было повергнуто с мужских плеч, произошло что-то совершенно невероятное – мужчины перестали быть сами собой. В ХХ веке, впервые за всю историю, мужчины стали жить меньше, чем женщины; мужчины утратили смысл существования и стали разрушать сами себя (уровень самоубийств среди мужчин практически во всех возрастных группах выше, чем у женщин), для мужчин стали характерны пассивная агрессия и постепенное убийство своей личности путем алкоголизации и наркотизации. Из выносливых воинов мужчины превратились в вечно недовольных типов, которым все время чего-то недостает; в повальных гедонистов, пытающихся поиметь удовольствие со всего и желательно бесплатно; в истерических пользователей, которым трудно подождать; в пресных всезнаек, прикованных к свету монитора и безразличных ко всему миру. Современный мужчина потерял себя на пути развития цивилизации, потерял свою роль и свое ощущение значимости. Ценности современного мужчины – свобода от всего, секс без границ, достижения любой ценой– не есть истинно мужскими. Я называю их псевдомужскими ценностями. Такая жизнь разит пустотой и отчуждением, замкнутостью на самом себе, страданием и безысходностью. Эта ценностная структура не предполагает даже малейшего намека на глубокую связь с другим человеком, с обществом, с миром. Получается, что вся бурная деятельность мужчин только углубляет чувство одиночества и ненужности, выброшенности за борт, безжизненности жизни. Человек – существо социальное и отсутствие взаимоотношений лишает существование витальности. Названный ценности, которые активно мусолятся СМИ и преподносятся как качества настоящего мужчины, я называю псевдомужскими потому, что они как бы вырезают мужчину из жизни сообщества. Как известно, гармония человеческого общества не возможна без взаимодействия двух начал – женского и мужского. Поэтому ценности, которые провоцируют отсутствие в общесвенном мужчин, на мой взгляд, не могут быть действительно мужскими. Выходит, что мужчины, как и дети, не включены в систему выживания и развития, не имеют самоценности, то есть мужчины находяться в соостоянии инфантильном, личностно и общественно не зрелом. На мой взгляд, названные ценности свидетельствуют о том, что мужчины застревают на подростковом этапе развития. С мифологической точки зрения, они так и не решаються убить дракона, психоаналитически - не могут разорвать связь с матерью, которая в семье вынужненна исполнять роль и матери, и отца , который психологически такой же ребенок, как и сын. Для женщины, которая в ХХ веке обрела способность практически полностью заменить мужчину во всех видах человеческой деятельности, абсолютная свобода никогда не могла быть ни желанной, ни достижимой. На поприще рождения и воспитания детей ее ничто и никто не могло заменить. Пытаясь быть не хуже мужчин, женщины стали даже лучше. Теперь они могут сами обеспечивать свое выживание, выживание своего потомства, при этом обладая притягательной красотой и шармом. Постиндустриальное общество предоставило новые возможности, где женщина становиться в некоторых сферах более продуктивным работником, чем современный мужчина. Но как бы женщина не старалась сделать все самой в обществе и семье, она все равно чувствует тоску по мужскому, по гармоничному развитию. Взваливши на себя ответственность за все и вся, женщина испытывает значительные психические и физические перегрузки, но поделиться с грузом выживания ей не с кем – обычно рядом с женщиной находиться бунтующий подросток, который при малейших трудностях предпочитает убегать в ближайший бар или казино, сопровождая свой уход текстом «Ты взрослая, ты сама все можешь». Поэтому женщина вынуждена мертвой хваткой держаться за связь с сыном, перегружая его жизнь сверхнадеждами и сверхожиданиями, но он вырастает опять лишь до возраста подростка – он не знает, кто такой взрослый мужчина. Молодежь, объединясь в группы, пытается вместе найти ответ на этот вопрос. Но поиск нового – нового зрелого мужчины – процесс трудный и опасный. Часто молодые люди сбиваются на ложные пути, но несомненно одно – мужчины нуждаются в новом понимании самих себя. И больше всего этого ждут женщины – как освобождения из заколдованного круга повседневной жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|