Фрейд 3игмунд. Зловещее

Категория: Библиотека » Фрейд Зигмунд | Просмотров: 10861



Фрейд 3игмунд. Зловещее

Лишь в редких случаях психоаналитик испытывает стимул заняться эстетическими наблюдениями - даже тогда, когда эстетику не сводят к учению о прекрасном, но определяют ее как учение о качествах нашего чувствования. Он работает а других слоях душевной жизни и мало имеет дело с теми импульсами чувства - лишенными ясной цели, приглушенными и зависящими от столь многих сопутствующих констелляций, - которые чаще всего составляют материал эстетики. Однако время от времени случается, что он должен заинтересоваться определенной областью эстетики, причем обычно эта область лежит где-то в стороне, оставленная без внимания специальной литературой по эстетике.

Такой областью является «зловещее». Нет сомнений, что оно принадлежит к жуткому, внушающему страх и ужас; столь же верно и то, что слово это не всегда употребляется в поддающемся четкому определению смысле, так что чаще всего оно вообще совпадает по значению именно с устрашающим. Но мы вправе все же ожидать того, что использование особого слова-понятия оправдывается наличием какой-то особой сути. Нам хотелось бы знать, какова эта единая суть, позволяющая внутри страшного выделить еще и «зловещее».

Об этом мы почти ничего не находим в обстоятельных трудах по эстетике, которые вообще охотнее занимаются позитивными родами чувств, связанных с прекрасным, величественным, привлекательным, их условиями и вызывающими их объектами, нежели с теми, которые сопутствуют антагонистическому, отталкивающему и болезненному. Врачебно-психологическая литература, насколько мне известно, располагает лишь одним исследованием на этот счет - Э. Йенча. содержательным, но не исчерпывающим. Я, впрочем, должен признаться, что по ряду причин, связанных с нашим временем [только что закончилась мировая война - Пер.], я не смог основательно подыскать литературу, особенно иноязычную, для этого небольшого эссе, так что оно предлагается читателю без всякой претензии на первооткрывательство.

Йенч с полным основанием подчеркивает следующее затруднение, возникающее при изучении зловещего: восприимчивость к этому оттенку чувства у разных людей очень сильно различается. Да и автору этой новой попытки приходится пожаловаться на особенную черствость в этом вопросе - именно там, где уместнее была бы, скорее, большая чуткость. Вот уже давно не переживал и не узнавал он ничего такого, что внушило бы ему зловещее впечатление: ему приходится сперва погрузиться в это чувство, чтобы пробудить в себе его возможность. Однако трудности подобного рода присутствуют и в других областях эстетики; нам поэтому нет необходимости отказываться от надежды на то, что мы сможем обнаружить такие случаи, в которых рассматриваемый оттенок чувства большинством будет признан без колебаний.

Теперь мы может двинуться двумя путями: поискать, какое значение отложило в слове «зловещий» языковое развитие - или же собрать воедино все то, что пробуждает в нас чувство зловещего в людях и вещах, при тех или иных впечатлениях органов чувств, переживаниях и ситуациях, раскрыв завуалированный характер зловещего из чего-то общего для всех случаев. Я сразу же открою, что оба пути ведут к одному и тому же выводу, состоящему в том, что зловещее - это тот род жуткого, который восходит к давно известному, издавна знакомому. Как это возможно, при каких условиях знакомое может стать зловещим, жутким, это станет ясно из дальнейшего. Я замечу еще, что настоящее исследование на самом деле двинулось по пути сбора отдельных случаев и лишь позднее обнаружило для себя подтверждение в свидетельствах языкового употребления. В данном изложении, однако, я пойду обратным путем.

Немецкое слово «unheimlich» явно выступает противоположностью укромного (heimlich), уютного (heimisch), известного, и напрашивается заключение, что зловещее именно потому жутко, что не является известным и знакомым. Естественно, не все новое и неизвестное жутко; данное соотношение необратимо. Мы может сказать лишь, что нечто новое может оказаться жутковатым и зловещим; кое-что новое жутко, но отнюдь не все новое. Что-то должно сперва прибавиться к новому и незнакомому, чтобы превратить его в зловещее.

Йенч в целом остановился на этом соотношении зловещего с новым и неизвестным. Существенное условие для возникновения зловещего чувства он находит в интеллектуальной неопределенности. Зловещим оказывалось бы, соб-ственно, всегда то, в чем человек, так сказать, плохо разбирается. Чем лучше человек ориентируется в окружающем мире, тем труднее он поддается чувству зловещего под впечатлением от каких-то вещей или событий в этом мире.

Нам легко рассудить, что характеристика эта не является исчерпывающей, и потому мы попытаемся выйти за пределы уравнения зловещий - неизвестный. Прежде всего, мы обратимся к другим языкам. Однако словари, в которых мы наводим справки, не сообщают нам ничего нового - возможно, лишь в силу того, что сами мы говорим на другом языке. У нас даже складывается такое впечатление, что мно-гим языкам вообще недостает слова для этого особенного оттенка жуткого. [...]' Вернемся поэтому к немецкому языку.

(Приводимые Фрейдом цитаты опущены. В буквальном смысле оппозицию heimlich/unheimlich можно перевести как «домашнее/недомашнее», «свое/чужое». Как показывают братья Гримм, из смысла «домашнее» развился смысл «сокрытое от чужих глаз, спрятанное», отсюда - «тайное, сок-ровенное» и, наконец, «таинственное» в значении «опасного, зловещего», т. е. unheimlich? - Прим. пер.)

В словаре немецкого языка Даниэля Зандерса (1860) под словом heimlich мы находим следующие сведения, кото-рые я переписываю здесь без сокращений, выделяя те или иные места разрядкой. [...] Наиболее интересно для нас в этой длинной цитате то, что словечко heimlich среди разнообразных оттенков своего значения выказывает и такое, в котором оно совпадает по смыслу со своей противоположностью unheimlich; ср. пример из Гуцкова: «Мы это называем unheimlich, вы же называете это heimlich». И вообще мы напомним о том, что слово это, heimlich, неоднозначно, но принадлежит к двум кругам представлений, которые, не будучи противоположными, все-таки весьма чужды друг другу: с одной стороны, это известное, уютное, с другой - спрятанное, утаиваемое. Unheimlich, очевидно, употребляется как противоположность только первому значению, но не второму. От Зандерса мы не узнаем ничего о том, не следует ли все же допустить какое-то генетическое соотношение между двумя этими значениями. В то же время мы можем обратить внимание на одно замечание Шеллинга, который высказывает о содержании понятия unheimlich нечто совершенно новое: unheimlich - это все то, что должно было оставаться в тайне, в сокрытии, но всплыло на поверхность. Сомнение, возникшее в этой связи, частично находит объяснение в «Словаре немецкого языка» Якоба и Вильгельма Гримм [...].

Итак, heimlich - это такое слово, которое развивает свое значение в соответствии со своей амбивалентностью, пока наконец не совпадает по смыслу со своей противоположностью, unheimlich. Unheimlich каким-то образом оказывается родом heimlich. Придержим пока этот не вполне объясненный вывод вместе с дефиницией зловещего, которую дал Шеллинг. Эти намеки сделает для нас понятными исследо-вание конкретных случаев зловещего.




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Всемогущество; omnipotence
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Фрейд Зигмунд. Мы и смерть.
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • «Синдром пещеры»: выход из самоизоляции может вызывать стресс
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Притча «Помилованный убийца»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Символ; Symbol
  • Притча «Бог не отвечает»
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Шнейдман Э. Душа самоубийцы.
  • Эллина Карепова. Интуиция. Феномен антиципации: сердце тоже видит
  • Самость; Self; Selbst
  • К чему снятся родители?
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Образ; Image; Bild
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Закономерности психических систем
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Роберт Уолдингер. Что делает нас здоровыми и счастливыми на протяжении нашей жизни?
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • К чему снится телефон
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова
  • Фрейд Зигмунд. Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Странден Дмитрий. ГЕРМЕТИЗМ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Фрейд Зигмунд. Несколько замечаний по поводу понятия “бессознательное”.
  • Эрих Фром говорил…
  • Йегуда Ашлаг. Из себя узрю Творца
  • К чему снится подруга?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Пенсионерка: "Мне 98, а суставы как в 16 лет! На ночь мажу…
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Галкин и Пугачева станцевали зажигательный танец на Кипре
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    У мужчин челюсти отвалились, когда они увидели ее страстный танец
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Хирург назвал злейшего врага холестерина и бляшек в сосудах!
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Танец выпускников взорвал интернет: Смотреть до конца!
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Не смейте выбрасывать зажимы от хлебных упаковок: они бесценны
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Пьяные что ли? Пугачева с мужем шокировали своим развратом
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Мне уже 95 - потенция ни разу не подводила. Мой вам совет...






    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь