Принцип удовольствия; pleasure principle

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1460



Принцип удовольствия

Нем.: Lustprinzip. — Франц.: principe de plaisir. — Англ.: pleasure principle. — Исп.: principio de placer. — Итал.: principio di piacere. — Португ.: principio de prazer.

• Одни из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом — избежать неудовольствия и достигнуть удовольствия. Поскольку неудовольствие связано с возрастанием количества возбуждения, а удовольствие — с его ослаблением, постольку принцип удовольствия — это экономический принцип.

• Мысль о том, что удовольствие — регулятивный принцип функционирования психики, принадлежит не Фрейду. Фехнер, чьи идеи, как известно, сильно повлияли на Фрейда, выдвинул "принцип удовольствия от действия" (1а). В отличие от обычных гедонистических учений, он имел в виду не удовольствие как цель человеческого действия, а обусловленность наших поступков в данный момент удовольствием или неудовольствием от представления о совершаемом действии или его последствиях. Фехнер отмечал также, что эти побуждения могут и не улавливаться сознанием: "Вполне естественно, что если наши побуждения скрыты в бессознательном, то это относится также к удовольствию и неудовольствию" (1b, а).

Эта актуальность побуждений лежит и в центре фрейдовской концепции: психический аппарат* стремится избегать неприятного напряжения или устранять его. Стоит отметить, что поначалу этот принцип именовался "принципом неудовольствия" (2а): побуждением к действию служит испытываемое в данный момент неудовольствие, а вовсе не перспектива будущего удовольствия. Речь идет о механизме "автоматического" регулирования (2b).

*

Идея принципа удовольствия почти не изменялась на протяжении всего творчества Фрейда. А вот место этого принципа среди других теоретических положений было для Фрейда проблемой, и он предложил несколько вариантов ее решения.

Первая сложность, которая чувствуется уже в самой формулировке этого принципа, связана с определением удовольствия и неудовольствия. Размышляя о строении психического аппарата, Фрейд настаивал на том, что система Предсознание-Сознание чувствительна к любому качественному различию впечатлений от внешнего мира, но что изнутри она воспринимает лишь нарастание и ослабление напряжения, которые на шкале удовольствие — неудовольствие выражаются целой гаммой качеств (2с) (б). Можем ли мы удовлетвориться чисто экономическим определением удовольствия и неудовольствия, считая их качественным выражением количественных изменений? Каково точное соотношение между этими двумя моментами: качественным и количественным? В итоге Фрейд осознал сложность, с которой он столкнулся в поисках простого ответа на этот вопрос. Поначалу он ставил знак равенства между удовольствием и ослаблением напряжения, между неудовольствием и его возрастанием, но вскоре это отношение перестало быть для него простым и очевидным: "... обратим внимание на то, что гипотеза эта страдает неопределенностью, поскольку нам не удалось определить суть отношений между удовольствием и неудовольствием через изменение силы психических возбуждений. Ясно одно: эти отношения могут быть весьма различными и уж в любом случае не могут быть простыми" (3).

Что же касается действующего здесь механизма, то у Фрейда мы находим несколько подходов к этой проблеме. В работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) Фрейд призывал различать неудовольствие и чувство напряжения, поскольку существуют и приятные напряжения: "Не следует ли соотнести чувство напряжения с абсолютной величиной нагрузки, а подчас и с ее уровнем, тогда как шкала удовольствие —неудовольствие укажет нам на изменение нагрузки в единицу времени" (4а). В следующей его работе во внимание принимался также временной фактор, ритм этого процесса, причем вновь подчеркивается качественный аспект удовольствия (5а).

Несмотря на все сложности, связанные с поиском эквивалентов между количественными и качественными аспектами удовольствия, очевиден интерес психоаналитической теории к экономическому истолкованию этих состояний, позволяющий определить основу как бессознательных инстанций личности, так и ее сознательных сторон. Говорить о бессознательном удовольствии, связанном с явно болезненным симптомом, вряд ли имеет смысл с психологической точки зрения. Фрейд исходит из психического аппарата и происходящих в нем энергетических изменений. Тем самым в его распоряжении оказывается модель, позволяющая ему рассматривать каждую подструктуру как управляемую тем же самым принципом, что и психический аппарат в целом. Он оставляет в стороне трудный вопрос об определении для каждой из этих подструктур путей и случаев возрастания напряжения как причины чувства неудовольствия. Однако, эта проблема прямо ставится — применительно к Я — в "Торможении, симптоме, страхе" (Hemmung, Symptom und Angst, 1926) (концепция сигнала тревоги* как побуждения к защите).

*

Другая проблема, связанная с предыдущей, — это проблема отношения между удовольствием и постоянством. В самом деле, даже если согласиться с существованием экономического, количественного аспекта удовольствия, вопрос остается открытым: обусловлено ли то, что Фрейд называет удовольствием, постоянством энергетического уровня или сведением напряжений к минимуму? Подчас кажется, что, уподобляя принцип удовольствия принципу постоянства, Фрейд выбирал первый подход. Однако, если учесть все теоретические утверждения Фрейда, особенно в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) и в "По ту сторону принципа удовольствия", нельзя не заметить, что принцип удовольствия скорее противоположен сохранению постоянного энергетического уровня, независимо от того, идет ли речь о свободной энергии, об энергии связанной* или же о поднятой самим Фрейдом проблеме: не находится ли принцип удовольствия во власти влечения к смерти? (4b,5b). Подробнее эта проблема обсуждается в статье "Принцип постоянства".

Спорный вопрос психоанализа — что же собственно находится "по ту сторону принципа удовольствия" — не может быть осмысленно поставлен, покуда не выявлена проблематика, требующая ввода таких понятий, как удовольствие, постоянство, связывание, полное устранение напряжений. Фактически Фрейд вводит принципы или силы влечения, выходящие за рамки принципа удовольствия, лишь тогда, когда принцип удовольствия в его трактовке сближается с принципом постоянства. Если же принцип удовольствия толковался как полное устранение напряжения (принцип Нирваны), то тогда Фрейд подчеркивает основополагающее значение принципа удовольствия (см. особенно: Влечение к смерти).

*

Принцип удовольствия возникает в психоаналитической теории, как правило, вместе с принципом реальности. Так, выявляя два принципа функционирования психики, Фрейд исходит прежде всего именно из этих двух опорных моментов. Поначалу влечения стремятся лишь к разрядке, к удовлетворению кратчайшим возможным путем. Постепенно они постигают природу реальности, ибо лишь этот процесс "обучения" помогает им, несмотря на все окольные пути и отсрочки, достичь желаемого удовлетворения. По этой несколько упрощенной картине можно судить о том, как проблема отношения между удовольствием и реальностью обусловлена пониманием удовольствия в психоанализе. Если под удовольствием понимать удовлетворение потребности (образец здесь — удовлетворение влечений к самосохранению), тогда противопоставление принципа удовольствия принципу реальности не дает ничего существенно нового, особенно если признать, что живой организм обладает естественным равновесием и установками, в силу которых удовольствие, подчиненное, правда, адаптативным функциям, становится направляющим принципом жизни. Однако психоанализ придает принципу удовольствия решающее значение в ином контексте — в связи с такими процессами (опыт удовлетворения) и явлениями (сновидение), "нереалистичность" которых очевидна. И тогда эти два принципа предстают как полностью антагонистичные: выполнение бессознательного желания (Wuncherfullung) отвечает иным требованиям и соответствует иным законам, нежели удовлетворение (Befriedugung) жизненных потребностей (см.: Влечения к самосохранению).

а) Интересно, что в трактовке Фехнера "принцип удовольствия" не был явным образом связан с "принципом устойчивости". Что касается Фрейда, то он ссылался лишь на второй принцип.

б) Это упрощенная картина. Фактически Фрейд не мог не задумываться над целым рядом явлений "качественного" порядка, не выводимых из непосредственных внешних восприятий: это внутренняя речь, воспоминания-образы, сны и галлюцинации. Он считал, что качества всегда обусловлены актуальным возбуждением системы восприятия. Трудности такого подхода, оставляющего (между внутренней речью и галлюцинацией) слишком мало места для того, что, вслед за Сартром, называют "воображаемым", особенно очевидны в "Метапсихологическом дополнении к учению о сновидениях" (Metapsychologische Erganzung zur Traumlehre, 1915) (см. также: След мнесический).

(1) Fechner. Uber das Lustprinzip des Handels. In: Zeitschrift fur Philosophie und Philosophische Kritik, Halle, 1848. — a) 1—30 и 163—194. — b) 11.

(2) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) G.W., II—III, 605; S.E., V, 600; франц., 490. — b) G.W., II—III, 580; S.E., V, 574; франц., 470. — с) Cf. G.W., II—III, 621; S.E., V, 616; франц., 501.

(3) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 214; S.E., XIV, 120—121; франц., 32-33.

(4) Freud (S.). a) G.W., XIII, 69; S.E., XVIII, 63; франц., 74. —b) G.W., XIII, 69; S.E., XVIII, 63; франц., 74.

(5) Freud (S.). Das okonomische Problem des Masochismus, 1924. — a) G.W., XIII, 372—373; S.E., XIX, 160—161; франц., 212. — b) G.W., XIII, 372; S.E., XIX, 160; франц., 212.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Принцип нирваны; Nirvana principle
  • Влечения к жизни
  • Влечение к разрушению
  • Влечение к агрессии
  • Аппарат психический
  • Я-удовольствие—я-реальность; pleasure-ego — reality-ego
  • Влечения к самосохранению
  • Давление (влечений); pressure
  • Аллоэротизм
  • Замещение; substitute
  • Танатос; Thanatos
  • Разрядка; discharge
  • Испуг; fright
  • Пролагание пути; facilitation
  • Бегство в болезнь
  • Интериоризация
  • Догенитальный; pregenital
  • Слой защиты от возбуждения; protective schield
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Принцип реальности; principle of reality
  • Неудовольствие; unpleasure
  • Связывание, связанность; binding
  • Деформация (сна); distortion
  • Действие специфическое; specific action
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Возврат вытесненного
  • Амнезия инфантильная
  • Нежность; tenderness
  • Сверхнагрузка; hypercathexis
  • Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.
  • Влечение сексуальное
  • Эгоизм; egoism
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Принцип инерции (нейронной); principle of neuronic inertia
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Метапсихология; metapsychology
  • Сумма возбуждения; sum of excitation
  • Беспомощности (состояние)
  • Навязчивое повторение; compulsion to repeat; repetition compulsion
  • Влечение к овладению
  • Эрос
  • Инстанция; instancia
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Образование замещающее; substitutive formation
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Активность—пассивность
  • Принцип постоянства; principle of constance
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь