|
Принцип постоянства; principle of constanceКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1358Принцип постоянства Нем.: Konstanzprinzip. — Франц.: principe de constance. — Англ.: principle of constance. — Исп.: principio de constancia. — Итал.: principio di costanza. — Португ.: principio de constencia. • Выдвинутый Фрейдом принцип, согласно которому психический аппарат стремится поддерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне. Постоянство достигается, с одной стороны, разрядкой уже имеющейся энергии, с другой — избеганием всего того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию. • Принцип постоянства — это основа экономической теории Фрейда. Он присутствует у Фрейда с самого начала, будучи скрытой предпосылкой функционирования психического аппарата, стремящегося поддержать постоянный уровень внутреннего возбуждения. В случае внешних возбуждений это достигается посредством особых механизмов, позволяющих избегать этих возбуждений. В случае увеличения внутреннего напряжения это достигается посредством механизмов защиты и разрядки (отреагирования). Различные проявления психической жизни суть не что иное, как более или менее удачные попытки сохранить или восстановить это постоянство. Принцип постоянства тесно связан с принципом удовольствия, поскольку неудовольствие, с точки зрения экономической,—это субъективное восприятие возрастающего напряжения, а удовольствие — восприятие убывающего напряжения. Однако отношения между субъективными ощущениями удовольствия и неудовольствия и лежащими в их основе экономическими процессами, по Фрейду, весьма сложны: например, возрастание напряжения иногда может вызывать чувство удовольствия. Из этого следует, что принцип постоянства не тождествен принципу удовольствия (см.: Принцип удовольствия). Положив в основу психологии закон постоянства, Фрейд и Брейер следовали широко распространенному в научных кругах конца XIX в. требованию, согласно которому психология и психофизиология, как и любая другая наука, подчиняются общим принципам физики. Как предшественники Фрейда (например, Фехнер, придававший своему "принципу устойчивости" универсальное значение) (1), так и его современники неоднократно пытались обнаружить в психофизиологии закон постоянства. Однако, как отмечал и сам Фрейд, простота понятия постоянства — это лишь видимость, поскольку "под ним можно понимать совершенно различные вещи" (2а). В психологии, заимствовавшей идею постоянства из физики, принцип постоянства понимается в весьма различных смыслах: 1) некоторые авторы ограничиваются применением в пссихологии принципа сохранения энергии, согласно которому количество энергии в замкнутой системе остается постоянным. При таком подходе психические факты зависят от наличия психической или нервной энергии, количество которой остается неизменным при различных ее преобразованиях и перемещениях. Этот закон обосновывает саму возможность перевода психологических фактов на язык энергетики. Отметим, что данный принцип, лежащий в основе экономической теории психоанализа, относится к иному уровню, нежели тот фундаментальный принцип, который у Фрейда называется принципом постоянства. 2) Принцип постоянства иногда понимается как нечто сходное со вторым законом термодинамики: различия энергетического уровня внутри замкнутой системы стремятся к равновесию как к идеальному конечному состоянию. Фехнеровский "принцип устойчивости" весьма близок ему по смыслу. Однако, при подобных сопоставлениях нужно четко определить, о чем собственно идет речь, применим ли этот закон к психическому аппарату или же к заключенной в нем энергии, к цельной системе психика — организм или же к системе организм — окружающая среда? В зависимости от конкретных случаев само понятие тенденции к энергетическому равновесию может иметь прямо противоположную направленность. Если это предположение верно, внутренняя энергия организма оказывается сводимой к неорганическому состоянию (см.: Принцип Нирваны). 3) Наконец, принцип постоянства может пониматься в смысле саморегуляции: функционирование той или иной психической системы направлено на сохранение постоянства различий между собственным энергетическим уровнем и энергетическим уровнем окружения. Принцип постоянства утверждает тогда существование относительно замкнутых систем (будь то психика или же организм в целом), стремящихся сохранить или восстановить своеобразие своего облика и своего энергетического уровня при всех своих обменах с окружающей средой. И потому есть смысл сопоставить понятие постоянства с понятием гомеостазиса у физиолога Кэннона (а). * Из-за такого разнообразия значений точно определить, как Фрейд понимал принцип постоянства, нелегко. Фактически его формулировки (которыми, впрочем, и сам он не был доволен (За)) нередко двусмысленны и даже противоречивы: "...психика имеет тенденцию к поддержанию возможно более низкого или хотя бы постоянного уровня возбуждения" (Зb). Именно с этой тенденцией Фрейд связывает "...ослабление, сохранение, подавление внутреннего напряжения" (Зс). Иначе говоря, тенденцию к полному устранению внутренней энергии системы вряд ли можно уподобить тенденции живых организмов к сохранению постоянного (пусть даже высокого) энергетического уровня при взаимодействии с окружением. По сути, эта вторая тенденция может выражаться как в стремлении к возбуждению, так и в стремлении к разрядке. Противоречия, неточности, смысловые сдвиги в высказываниях Фрейда по этому поводу можно понять, только если выявить — четче, чем это сделано у Фрейда, — тот опыт и те теоретические задачи, которые лежат в основе всех его попыток определить смысл закона постоянства в психоанализе. * Принцип постоянства — это часть теоретической концепции, совместно разработанной Брейером и Фрейдом в 1892—1895 гг. для объяснения феномена истерии: симптомы связываются ими с недостатком отреагирования, а опора лечения ищется в адекватной разрядке аффектов. Однако, сопоставив две теоретические работы, написанные этими авторами порознь, мы замечаем, что сходство между ними лишь внешнее, что их подходы весьма различны. В теоретическом разделе "Исследований по истерии" (Theoretisches. In: Studien uber Hysterie, 1895) Брейер рассматривал условия функционирования центральной нервной системы как относительно независимой системы в организме. Он видел в ней два типа энергии. С одной стороны, это потенциальная энергия, или же "внутримозговое тоническое напряжение", с другой — кинетическая энергия, функционирующая в психическом аппарате. Принцип постоянства управляет именно тоническим возбуждением: "В организме существует тенденция к поддержанию постоянного уровня внутримозгового возбуждения" (4). Здесь следует отметить три важных момента: 1) закон постоянства рассматривается как закон оптимального уровня возбуждения. Существует благоприятный для организма энергетический уровень, который должен быть восстановлен посредством разрядки, если уровень возбуждения повышается; но также и посредством подзарядки (особенно во сне), если этот уровень слишком понижается; 2) постоянству могут угрожать либо однообразное состояние общего возбуждения (например, состояние напряженного ожидания), либо неравномерность распределения возбуждения в психике (аффекты); 3) поддержание или восстановление оптимального уровня возбуждения необходимо для свободного обращения кинетической энергии. Беспрепятственное функционирование мышления, нормальный процесс ассоциации идей означают, что психическая саморегулировка не нарушена. Фрейд в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) также исследовал условия функционирования нейронного аппарата. Однако, на первый план у него выходит не принцип постоянства (поддержание определенного энергетического уровня), но принцип нейронной инерции*, согласно которому нейроны стремятся полностью освободиться от какого бы то ни было возбуждения. Вводя затем тенденцию к поддержанию постоянства энергии, Фрейд трактовал ее как "вторичную функцию, затребованную самой жизнью", или, иначе, как видоизмененный принцип инерции: "Нейронная система вынуждена отказаться от своей изначальной тенденции к инерции, к достижению нулевого энергетического уровня. Для обеспечения специфического действия она должна иметь определенный энергетический запас. Однако, способ осуществления всего этого оказывается продолжением первой тенденции, лишь слегка видоизмененной усилием, направленным на сохранение предельно низкого энергетического уровня и защиту от его возрастания, или, иначе, на поддержание его постоянства" (2b). По Фрейду, принцип инерции управляет первичными функциями психического аппарата, обращением в нем свободной энергии. Закон постоянства, даже если он и не формулируется как независимый принцип, соотнесен со вторичными процессами, в которых связанная энергия поддерживается на определенном уровне. Теперь становится очевидным, что хотя внешне Брейер и Фрейд используют одни и те же понятия, их теоретические модели совершенно различны. Мысль Брейера развивается в сторону биологии и предвосхищает современные идеи гомеостазиса и саморегулирующихся систем (б). Напротив, идеи Фрейда кажутся с точки зрения наук о жизни ложными: ведь он стремится дедуктивно вывести функционирование живого организма со всеми его приспособительньми навыками, с его энергетическим постоянством из принципа, отрицающего любое устойчивое различие уровней. Это различие между Брейером и Фрейдом (впрочем, нигде явно не сформулированное (г)) имеет важное значение. Ведь действие принципа инерции — это особый процесс, обнаруженный Фрейдом благодаря сделанному им незадолго до этого открытию бессознательного. Это первичный процесс*, описанный в "Наброске научной психологии" на примерах сновидений и симптомов, особенно истерических. Для первичных процессов характерно беспрепятственное распространение, или "свободное перемещение", энергии (2с). На уровне психологического анализа обнаруживается, что при этом одно представление может полностью замещаться другим, заимствуя все его качества и самое силу его воздействия: "истерик, который плачет из-за А, и не подозревает, что виной тому - ассоциация между А и В, причем В, быть может, и не играет никакой роли в его психической жизни. Символ здесь полностью подменил собою вещи" (2d). Этот сдвиг значения с одного представления на другое, клинический опыт, свидетельствующий о силе воздействия замещающих представлений, естественным образом объясняются у Фрейда "экономикой" принципа инерции. Свободные сдвиги смысла и полная разрядка психической энергии для Фрейда одно и то же, при том, что этот процесс совершенно противоположен сохранению энергетического постоянства. Конечно, и в "Наброске" речь идет о принципе постоянства, но лишь как о силе, противодействующей полной разрядке и тормозящей ее. Задача связывания психической энергии и поддержания ее на предельно высоком уровне возлагается на Я, которое способно выполнять эту функцию, поскольку и само оно является совокупностью представлений или нейронов с постоянным уровнем энергетической нагрузки (см.: Я). Таким образом, родство между первичным и вторичным процессами не означает, что в общем процессе развития жизни одно следовало за другим, или что в истории живого организма принцип инерции сменился принципом постоянства: это лишь родство двух разных психических процессов, двух принципов функционирования психики (д). Напомним, что на различии этих принципов построена глава VII из "Толкования сновидений" (die Traumdeutung, 1900). Здесь Фрейд выдвинул предположение о том, что "...в основе работы психического аппарата лежит тенденция к предотвращению накопления возбуждений и, насколько возможно, к избеганию возбуждений" (5а). Этот принцип с характерным для него "свободным перемещением количеств возбуждения" Фрейд называл "принципом неудовольствия". Он лежит в основе функционирования бессознательного. Система Предсознание-Сознание функционирует иначе — "посредством энергетических нагрузок она вызывает торможение этого (свободного) потока, преобразует нагрузки в потенциальную энергию и повышает ее уровень” (5b). В дальнейшем противоположность двух систем функционирования психики связывается у Фрейда с противопоставлением принципа удовольствия* принципу реальности*. Ради понятийной ясности следует, однако, сохранить различие между тенденцией к понижению — вплоть до нуля — уровня возбуждения и тенденцией к поддержанию постоянного уровня возбуждения: очевидно, что принцип удовольствия соотнесен с первой тенденцией, а принцип реальности — со второй. * Лишь в 1920 г. в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips) Фрейд четко сформулировал "принцип постоянства". В этой связи следует особо отметить следующие моменты: 1) принцип постоянства выступает как экономическое обоснование принципа удовольствия (3d); 2) в определениях этого принципа сохраняется двусмысленность: тенденция к ослаблению напряжения и тенденция к поддержанию постоянного энергетического уровня выступают как тождественные; 3) вместе с тем тенденция к полному устранению возбуждения (или принцип Нирваны*) считается основной, а другие принципы выступают как ее разновидности; 4) хотя Фрейд видел "в душевной жизни, а быть может, и в нервной системе в целом" (Зе) лишь одну тенденцию (какие бы причудливые формы она ни принимала), на уровне влечений он ввел фундаментальный и неустранимый дуализм влечений к смерти*, или к полному устранению напряжений, и влечений к жизни*, или сохранению и созданию живых организмов, что предполагает более высокий уровень энергетического напряжения. Этот дуализм влечений многие авторы считают дуализмом принципов: он раскрывается в последовательности главных фрейдовских противопоставлений, таких, как свободная энергия — связанная энергия*, высвобождение — связывание* (Entbindung-Bindung), первичный процесс — вторичный процесс* (см.: Влечение к смерти). Фрейду не удалось обнаружить антитезу, которая соответствовала бы вышеперечисленным противоположностям на уровне психической экономики. В "Наброске научной психологии" разграничиваются принцип инерции и принцип постоянства, однако в дальнейшем это разграничение не внесло ясности в общую путаницу вокруг принципа постоянства. а) В своей книге "Мудрость тела" (Wisdom of the body, 1932) У.Б.Кэннон называет гомеостазисом физиологические процессы, посредством которых тело стремится сохранить постоянство состава крови (при кровообращении). Эти процессы были описаны применительно к различным составляющим крови, таким как вода, соль, сахар, белки, жир, кальций, кислород, ионы водорода (кислотно-щелочное равновесие), а также применительно к температуре крови. Этот список параметров можно было бы расширить, включив в него также минералы, гормоны, витамины и пр. Таким образом, идея гомеостазиса опирается на динамическое равновесие в живом организме, а вовсе не на сохранение наименьшего уровня напряжения. б) Как известно, Брейер работал вместе с нейрофизиологом Герингом над одной из важнейших саморегулирующихся систем в организме — дыханием. г) О трудностях в выработке общего для обоих авторов подхода к принципу постоянства свидетельствует ряд определений в разделе "Первоначальное сообщение" из "Исследований истерии". В "Теории истерического припадка" (Zur Theorie des hysterisches Anfalles, 1892) - рукописи, посланной Брейеру, а также в письме Брейеру от 29.06.1892 (6) Фрейд говорит о тенденции к "сохранению постоянства" "порций возбуждения" в нервной системе. В докладе Фрейда, сделанном через 10 дней после публикации Communication preliminaire (Wiener medizinische Presse, 1893, n. 4, заглавие то же), Фрейд говорил лишь о тенденции к "понижению уровня возбуждения" (7). Наконец, принцип постоянства не выдвигается и в окончательном варианте Communication preliminaire, представленном в "Исследованиях истерии". д) Проблемы, с которыми сталкиваются здесь Брейер и Фрейд, становятся яснее при разграничении уровней: 1) уровень организма, где господствуют механизмы гомеостазиса и правит один лишь принцип постоянства. Этот принцип имеет значение не только для организма в целом, но и для отдельной его части — нервной системы, не способной функционировать без сохранения и восстановления постоянства условий. Именно это имел в виду Брейер, говоря о постоянстве тонического внутримозгового возбуждения; 2) уровень психики как объект фрейдовских исследований. Его можно далее подрасчленить на: а) бессознательные процессы, предполагающие в итоге бесконечное скольжение значений, или, на языке энергетики, совершенно свободное перетекание возбуждений; б) вторичный процесс в системе Предсознание-Сознание, предполагающей связывание энергии посредством Я или "формы", способной сохранять и восстанавливать свои границы и энергетический уровень. В целом оказывается, что Брейер и Фрейд имеют в виду различные реальности: Брейер ставит вопрос о нейрофизиологических условиях нормального функционирования психики, а Фрейд — вопрос о том, что ограничивает и упорядочивает первичные процессы в человеческой психике. Однако у Фрейда как в "Наброске", так и в более поздних работах, например, "По ту сторону принципа удовольствия", сохраняется неясность: выводится ли вторичный психический процесс из первичного дедуктивным путем или мифически рождается как постоянная органическая форма, которая стремится утвердиться в жизни, отталкиваясь от неорганического состояния. Эту фундаментальную двусмысленность фрейдовской мысли можно понять, видимо, лишь трактуя Я как особую "форму", Gestalt, построенный по образу организма, или как воплощенную метафору организма. (1) Cf. Fechner (G.T.). Einige Ideen zur Schopfung- und Entwicklungsgeschichte der Organismen, Leipzig, Breitkopf und Hartel, 1873. (2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. — а) Нем., 148; англ., 137; франц.. 122. — b) Нем., 381; англ., 358: франц., 317. — с) Нем., 425; англ., 404: франц., 358. — d) Нем., 429; англ., 407; франц., 361. (3) Freud (S.). Jenseits des Lustprinzips, 1920. — a) G.W., XIII, 68; S.E., XVII, 62; франц., 73. — b) G.W., XIII, 5; S.E., XVIII. 9; франц., 7. — с) G.W., XIII, 60; S.E., XVIII, 55—56; франц.. 64. (4) Breuer (J.). Нем., 171; S.E., II, 197; франц.. 156. (5) Freud (S.). a) G.W., II—III, 604; S.E., V, 598; франц., 488. —b) G.W:, II—III, 605; S.E., V. 599; франц., 489. (6) Cf. Freud (S.). G.W, XVII, 12; S.E., I, 147. (7) Freud (S.). S.E., III. 36. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|