|
Контактное влечение. Вектор CКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь судьбоаналитических терминов | Просмотров: 8684 Сфера существования: контакты, связи, побуждение к контактам охватывает потребности в соединении и разъединении с объектом, а также стремление к изменению или сохранению в прежнем состоянии. Тенденция привязанности питается из изначального орального (m) источника энергии, а тенденция удержания — из анального (d). Природа данного фактора обусловливает описанный Моро рефлекс обхватывания у ребенка, который исчезает только на третьем месяце его жизни. Сюда же относят рефлекс обнимания и цепляния за волосы у обезьян. Выявлена связь данного фактора с маниакально-депрессивным психозом. Побуждения контактного влечения, заставляет высших животных и человека идти на поиск объекта привязанности. Удалось экспериментально доказать тесную взаимосвязь между факторами d и m и маниакально-депрессивным психозом. Конкордантность (соответствие) однояйцовых близнецов относительно маниакально-депрессивного психоза необычайно велика. Числовое соотношение однояйцовой и двуяйцовой конкордантности близнецов равняется 4:1. Слово «контакт» происходит от латинского глагола contingere, многозначность смысла которого чрезвычайно высока: прикасаться, прикасаться для познания, обесчещивающе прикасаться, примыкать, прилегать, хватать, обнимать, захватывать, переживать, испытывать, пачкать, марать, заражать, подниматься - опускаться, толкать, добиваться, связываться, встречаться, находиться в соприкосновении, в отношениях, иметь отношение, обращаться к кому-либо, следовать, полагаться, быть компетентным, притрагиваться, ощупывать, осквернять, чего-то добиваться, к чему-то приходить, околачиваться (торчать), удаваться, доставаться (выпадать на долю). Все смысловые значения латинского глагола contingere можно встретить в качестве форм проявления влечения к контактам. Прамоделью влечения к контактам является цепь двигательных актов, посредством которых новорожденный отыскивает грудь матери и прикасается к ней ртом, хватается, держится за нее, и сосет. Короче говоря: оральность. Соприкоснуться с кем-либо, вступить в отношения, иметь отношение с кем-либо, притрагиваться и дотрагиваться, добиваться взаимности от объекта, и даже опозоривание и осквернение любимого объекта (фактор d): все это проявления, постоянно встречающиеся в пространстве контактов. Чувства удачи или неудачи, счастья или несчастья, получения или потери объекта являются источником всех настроений и оттенков счастливости и несчастливости, которые мы прежде всего можем наблюдать у людей, экстремально больных контактами, у маниакально-депрессивных людей. Все эти феномены контактов мы можем обнаруживать уже у высших видов животных. Ощущение своего счастья или несчастья, приподнятое или упадническое настроение, вообще вся шкала настроений человека, зависит от принятия или непринятия, от наступления или упущения счастья. В бессознательном пробуждается какая-либо потребность, она стремится быть удовлетворенной. Но это возможно только в тех случаях, когда эта потребность сначала отыщет подходящий для себя объект (d) и сможет его сохранить для своих целей (m). В соответствии с этой гипотезой любая потребность для своего удовлетворения вначале должна привести в движение влечение к контактам. Потребность в любви к конкретной персоне и ко всему человечеству (h), потребность в садизме и мазохизме (s), потребность быть Каином (-е), стремление кого-либо убить из-за зависти и ревности, как и потребность по отношению к какому-либо человеку спонтанно загладить все причиненные ему несправедливые страдания, то есть стремление быть Авелем (+е), потребность в интроекции (+k) и отрицании (-k), а также в проекции (обвинении -р) и инфляции (одержимость, удвоение +р), все эти потребности влечений могут быть удовлетворены только тогда, когда они вначале успели отыскать объект (d) и сохранить его для себя (m). Привязанность Я к Ты может объясняться различными потребностями влечений: 1. Либидозная привязанность, то есть любовь, которая порождается и сохраняется инстинктивной энергией эроса. Сексуальная, эротическая привязанность является только одной из возможных форм привязанности (вектор S). 2. Партиципативная привязанность, единение с Другим, является тем двойным существованием моего Я и Я Другого, которое возникает в результате взаимного переноса силы существования, всемогущества, власти бытия, на Другого (вектор Sch). 3. Коммуникативная привязанность, то есть, коммуникация между Я и его актуальным объектом, когда каждый из них время от времени берет на себя активную роль. Такая привязанность обусловливается инстинктивной энергией потребностей в поиске и привязанности (вектор С). Таким образом, наиболее сильным отношение Я-Ты будет тогда, когда оно одновременно будет питаться из либидозных (S), партиципативно-экзистенциальных (Sch) и коммуникативно-контактных (С) источников. Но такого рода отношения появляются чрезвычайно редко, да и когда они все-таки появляются, то неизбежно имеют эпизодический характер. Потому было бы неправильным все формы привязанности, существующие между Я и Ты, объяснять одним единственным источником, или только эросом (S), или только партиципацией (Sch), или только коммуникацией (С). Необходимо критически рассмотреть специфические источники в каждом конкретном случае. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|