|
Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор pКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь судьбоаналитических терминов | Просмотров: 7964 Потребность p: в расширении Я, в бытии, быть кем-либо; внутренняя реальность.
Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция. Паранойяльность. Диагностируется на портретах параноиков. Духовное «Я» человека предлагает идеалы, к которым надо стремиться. Доминирование фактора «p» делает человека идеалистом, интеллектуалом, творческой личностью. Расширения власти окружающего мира, в форме аллодиастолы (партиципация, проекция), то в виде расширения существования своего собственного Я, то есть в форме эгодиастолы в узком смысле (инфляция). Потребность определять возможности, свои и окружения, для того чтобы знать, в какой ситуации ты находишься, и, уже исходя из этого, принимать решение «что делать». Болезнь параноиков как раз и заключается в том, что они заблуждаются в определении того, кем являются они сами и какими возможностями обладают окружающие. Удовлетворение этой потребности является средством удовлетворения другой, главной потребности - быть способным разрешить любую ситуацию, в которой окажусь, т. е. потребности во всемогуществе. Стремление к всемогуществу является естественным стремлением любого человека, а вот то, какими путями он к нему стремится - это уже сугубо индивидуальное дело, зависящее от возраста, среды и предыдущего опыта. Способность решать эту проблему есть развитие духовного «Я». Начиная с первых дней жизни ребенок решает ее с помощью так называемой партиципации, т.е. единобытия с более могущественным объектом. Материальную пуповину, которая объединяла ребенка с матерью в единое целое, ребенок после ее разрушения меняет на духовную пуповину, оставаясь, благодаря ей, психически одним целым с матерью (эгоидное «дуальное существование» матери и ребенка), перенося на мать решение задачи «быть всемогущим» и, при этом, ощущая себя именно всемогущим. Позднее сфера Я начинает проецировать ту же самую силу существования на новые объекты уважения или любви. Так возникают вторичные проекции. Экзистенциальная сила может забираться у внешних объектов и присваиваться собственному Я (интропроекция), так бывает у детей в возрастной «период упрямства», а также при аутичной шизофрени и депрессии. В определенных обстоятельствах Я даже способно на то, чтобы принимать в себя экзистенциальную энергию чужих объектов и присваивать ее силе бытия своего собственного Я. В результате сила бытия сферы Я патологически расширяется. Возникают расширение Я, желание быть и тем, и другим, амбитенденции, одержимость противоположными стремлениями, болезненная инфляция, желание быть всем. Если сфера Я переносит свою экзистенциальную силу на высшую инстанцию, на дух, возникает религиозная партиципация с Богом. Поскольку объект, на который проецируется всемогущество, является самоуправляемым, личности остается эгоцентрически «ждать у моря погоды», постоянно жить в страхе, что объект «не сработает», ожидать от него «предательства», быть готовым к обвинению объекта в кознях, находиться в иррациональном, непредсказуемом мире. С возрастом ребенок часть проблем в достижении всемогущества берет на себя, однако, без полной ликвидации партиципативной связи с матерью. Представители первобытных и слаборазвитых народов проецируют всемогущество в решении своих личных проблем на тотем. Им может быть предок, животное, растение или идол. Такая партиципация лишает их страха перед будущим, вселяет веру в то, что тотем поможет им в любой ситуации. Стремление всех людей быть в тесном контакте с вынашивающей, успокаивающей и заботящейся о нас матерью, постоянно чувствовать ее присутствие, комфортно и уютно жить с матерью в мире, в котором существуют только «Я и Ты», в замкнутом и тесном пространстве существования двоих (дуалюньон). Стремление любую силу жизни — в качестве всемогущества — переносить на мать и самому способствовать совместному всемогущественному дуальному существованию, то есть в действительности стремление к партиципации — архаичному желанию, побуждавшему первобытных людей пережить кровную связь и навечно объединиться со своими тотемными животными, растениями и предками, со своим Богом (мистическая партиципация по Леви-Брюлю). Стремление перемещать эту экзистенциальную власть после распада райского единения с матерью на объекты внешнего мира, то есть проецировать и этим увеличивать власть окружающего мира, наделяя его всемогуществом, а собственные экзистенциальные силы, наоборот, преуменьшать до беспомощности и бессилия. Стремление осознавать свое одиночество после отделения от матери, понять появившиеся в сознании желания, убедиться в разделении на «Я-мир» и «Ты-мир», а затем захотеть самому быть самым великим и могущественным посредством расширения своего собственного Я (инфляция). Перенос и приписывание окружающему миру существующей у нас экзистенциальной силы, одиночество эго, осознавание бывших ранее бессознательными притязаний, стремление быть всем, одержимость амбитенденциями, то есть желанием быть и тем, и другим, формирование идеалов Я. Психологически «одержимость» означает то, что сфера Я заполонена, оккупирована каким-либо комплексом или архетипическим материалом. Специальная генная инстинктивная энергия «р», эгодиастола, повышающая в людях стремление Быть, расширяющая пространство Бытия вплоть до желания Быть-Всем. В судьбоанализе это побуждение называют «властелином, вельможей» (Potestas). Каким же образом окружающий мир участвует в извечной борьбе тенденций «-p» и «+p». Окружающий человека мир делится условно на рациональный, в котором все подчиняется логике, и иррациональный, в котором все зависит от случая, возможно, от чьей-то неведомой воли, от рока, судьбы. Этот фактор в качестве потребности, присущей только человеку, позволяет осознавать (+р) бессознательные побуждения влечений (-р). Но определение возможностей себя и окружающего мира - это лишь одна половина «Я», так называемая эго-диастола, или расширение «Я». В качестве энергетического источника диастолической функции Я мы принимаем особую энергию влечения, так называемую экзистенциальную энергию в качестве власти бытия, в качестве «потестас» (властелин, вельможа) (р-энергия), и противопоставляем этот источник обладанию, энергии капитализации (k-энергия). Осознавать - участвовать
Инфляция — проекция
Фактор p — в неблагоприятных ситуациях, обусловленных как наследственностью, так и окружающей средой, — может приводить к душевной болезни, разрушая здоровую связь между душой и духом. Например, не вызывает сомнений, что патологическая проекция (-!р) производит все виды проективных психозов, то есть все болезни, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями. А патологическое расширение сферы Я (+!р), то есть параноидная инфляция, вызывает так называемую группу инфляционных болезней, включающую: 1) бисексуальную эротоманию, 2) манию величия (мегаломания), 3) бред обвинения, кляузничество (сутяжничество) и 4) религиозный бред (теомания). Вообще не бывает душевной болезни, в патогенезе которой фактор р не играл бы одну из решающих ролей — хотя бы в начале заболевания. Несмотря на это, тому же фактору влечения Я мы обязаны наивысшим блаженством человеческого существования: слиянием с матерью, с женщиной, мужчиной и ребенком, а также возможностью единения с Духом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|