|
Сексуальное влечение. Эрос и Танатос. Вектор SКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь судьбоаналитических терминов | Просмотров: 13878 Вектор S составляют два фактора: h и s. Фактор h является фактором эроса, а фактор s — танатоса. Греческое слово «танатос» означает естественную смерть, насильственную смерть, убийство, смертную казнь, непосредственно труп - мертвое тело. Особой энергией влечения фактора h является либидо, а энергией фактора s — мортидо (проявляется мортидозно). Целью эроса является связывание (соединение), а танатоса — разрушение (разъединение). Садизм, агрессия, активность, овладение объектом, максимальное изнеможение вплоть до ощущения приближающейся смерти, неожиданный разрыв связей и расставание против мазохизма, аутоагрессии, пассивности, любви, нежности, максимального чувства жизни, связи и единения в эросе. Обязательное условие сексуального акта — овладение объектом любви — имеет свои корни в прирожденном садизме. Нет сомнений, что без мощного захвата и овладения партнером действительно невозможно осуществить половой акт в его физиологической форме. В первобытные времена садизм проявлялся в форме похищения женщин. Тогда фактор s выражался в своей первоначальной форме. Сегодня, хотя садизм и кажется не столь сильно проявляющимся, без него не обходится ни один половой акт. Чаще всего садизм проявляется «цивилизованно», только в виде прелюдии или сопровождающего элемента полового акта (покусывания, похлопывания и т. д.). И эрос, и танатос, так называемые влечения к любви и к смерти, относятся к одному и тому же вектору влечения, к вектору сексуальности. К сущности вектора S относится важная часть деятельности органов чувств, особенно прикосновений, а также висцеральных и мышечных ощущений. Для восприятия окружающего мира органы чувств имеют огромное значение, особенно это сказывается на выборе профессии. Также к сущности вектора S относится его участие в формировании характера, а именно: «чувственный-мягкий-теплый» (фактора h) или «крепкий-жесткий-холодный» (фактора s), то есть в образовании «мажор-минорных» форм характера. В пространстве сексуального вектора воздействуют четыре различных тенденции, две из которых (+h и +s) обусловливают и питают зрелую чувственную сексуальность, а две другие, с двумя особыми побуждающими силами (-h и -s) — процессы гуманизации. Сексуальные функции h и s находятся в близкородственных отношениях с определенными функциями Я. Эрос-фактору h в жизни сферы Я соответствует стремлению Я к партиципации, к праформе проекции (-р), то есть р-функция. Партиципацией мы называем — в соответствии с взглядами Леви-Брюля — стремление Я к единению, равенству, родственности с другим Я. В то время как эрос — в качестве фактора h — обусловливает и поддерживает перенос либидо, а этим создает чисто эротические связи между двумя любящими, проективная партиципация — в качестве прафункции Я — переносит энергию бытия, «потестас» (властелин, вельможа) со своего Я на Я другого человека. Это означает, что мощь бытия в качестве власти, влияния, всемогущества переносится сферой Я - вовне, вызывая посредством этого, единение двух Я в форме «дуалюньона» (симбиотического союза двоих). Дуалюньоном мы называем бытие своего Я в Я другого человека. Таким образом, на основании экспериментального анализа влечений и сферы Я мы можем допустить существование двух различающихся в своих корнях форм единения двух живых существ: а) эротическую и b) эгоформную. Феноменологически эротически-либидозное слияние по временам может вполне совпадать с потестасным бытием в Я другого человека. Но такая симультанность наступает далеко не всегда. Два человека могут непреодолимо притягиваться друг к другу эротически, и в то же время не иметь никакой возможности быть едиными в Я. Именно эти различия в эросе и в сфере Я наиболее часто делают совместную жизнь двух людей столь трудной. Танатос-фактору s в сфере Я соответствует негативная k-функция, избыточный негативизм (-!k, -!!k, -!!!k). Это сверхдавление негативной k-функции мы называем эгоформной деструкцией, или самодеструкцией Я. Персона разрушает — чаще всего в состоянии отчаяния — любой идеал в сфере Я или в сфере материального обладания, саботируя этим свое собственное Я, в его возможностях добиваться власти. Таким образом, мы дифференцируем различающиеся уже в самих корнях два вида деструкции: a) садистическое, танатосное разрушение; b) эгоформное, кататониформное, негативистское разрушение. Танатосная форма разрушения питается из энергетического источника фактора s, из мортидо, т.е. она проявляется мортидозно. Эгоформная деструкция черпает свою энергию разрушения из энергетического источника фактора k, то есть из энергии Я, присущей кататониформному отрицанию. Чаще всего обе формы — в том виде, как они проявляются в действительности — совпадают, черпая энергию разрушения одновременно как из мортидо, питающего влечение к смерти s, так и из источника отрицания в сфере Я, из фактора k. Но появляться они могут и независимо друг от друга. Сфера существования: тело, сексуальное побуждение. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|