Воспитание в контексте микрофакторов социализации
С.В. Лихобабенко Музыкальный руководитель высшей категории МДОУ ЦРР –д/с №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородская область, Россия
Аннотация на английском языке
Socialization of the individual is an integral part of life, due to which the formation and development are done. At each stage, there are certain processes which are important individually and in total. Family takes an important part in upbringing due to its intersection with the other institutions of the person development.
Ключевые слова на английском языке:
Socialization, individual, family, upbringing.
Аннотация на русском языке
Социализация личности является неотъемлемой частью жизни, посредством которой происходит ее формирование и развитие. На каждом этапе происходят свои процессы, которые важны по отдельности и в сумме. Семья играет важнейшую роль в воспитании за счет ее пересечения с другими институтами развития личности.
Ключевые слова на русском языке:
Социализация, личность, семья, воспитание.
Данная тема всегда волновала человечество в любую эпоху. И каждый раз встаёт ряд проблем – как воспитать молодёжь, чем увлечь, что вложить в душу каждого ребёнка, как правильно сформировать, чтобы потом в будущем не было больно и стыдно за наше Отечество. Возможности воспитания невелики в приобретении человеком социального опыта.
Совокупность навыков и умений, определённых знаний и способов деятельности составляют некий социальный опыт.
Образование в России в эпоху современности ставит перед собой цель — достигнуть нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать инициативного, творческого, ответственного, духовно- богатого гражданина своей страны. Современный ученик школы должен иметь высокий запас знаний, умений, владеть всем необходимым для успешной социализации, быть готовым к сотрудничеству.
Но нельзя забывать, что к человеку не только общество предъявляет требования, но и конкретные группы и организации. содержание требований полностью зависит от социального статуса человека и его возраста. для того, чтобы определить возможности социума, необходимо помнить составные элементы социума — социальные институты, социальные отношения, социальные потребности, социальную деятельность.
Социализация подрастающих поколений – это процесс активный и творческий, который направлен на усвоение общечеловеческих ценностей, когда индивид самостоятельно и добровольно определяет свою роль в обществе. С другой стороны, общество не может не оказывать положительного влияния на выработку определённых норм морали и поведения. В своём прохождении социализация имеет несколько этапов. На каждом этапе формируются новые потребности, их осознание и переход в систему ценностей. Новые потребности являются ведущими на своем этапе развития. Такие представители, как С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, современные ученые В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова указывали на то, что использование социокультурных институтов необходимо, особенно в процессе формирования личности. Идеи Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж. Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта социализации.
Человек на каждом возрастном этапе определяет ряд задач. Для решения их, он осознанно ставит непосредственно цель. Таким образом, человек становится субъектом социализации. На каждом возрастном этапе человек выделяет некоторые группы задач, а именно: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Для развития человека решения этих задач является объективной необходимостью. Социализация человека может стать неполной в том случае, если одна из задач остаётся нерешённой. Возможно такое, что одна из задач, которая не была решена в определённом возрасте, внешне не оказывает на человека никакого влияния, но через определённое время она «даст о себе знать», и это приведёт к якобы немотивированным поступкам. Таким образом, человек является творцом своей жизни и активно решает свои задачи.
Человек одновременно является объектом, субъектом, но и жертвой социализации. Воспитание играет специфическую роль в этом вопросе, так как может, влиять на характер, содержание и результаты социализации. Эффективность этого влияния зависит от педагога, от того, в какой и его последовательности реализует принцип гуманистической направленности воспитания.
Семья является важнейшим социальным институтом, где человек осваивает первые социальные роли, приобретает опыт поведения в обществе. В семье осуществляется развитие, воспитание и социализации ребенка. Одним из важнейших социальных институтов после семьи является школа. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой. Чтобы эффективность их взаимодействия была значительна, необходимо определить цель и педагогические условия. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных ориентаций.
Нужно помнить, что воспитательное пространство семьи и школы в современной деятельности искажено. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые связаны с институтом школы и семьи. В общеобразовательной системе виден разрыв учебно-познавательного и воспитательного процессов, школа превращается в учреждение, которое предоставляет образовательные услуги, что прерывает процесс воспитание и формирование личности. В стране наблюдается кризис семейных отношений – утрачены традиции. Современные семьи более нестабильны и имеют по одному, два ребёнка. Любовь и взаимопонимание, иерархичность сменилась равноправием всех членов семьи, где любовь как таковая отсутствует, имеется только на словах, та как равенство в удовлетворении потребностей основано на себялюбии и не предполагает жертвенности. Взрослые не могут договориться о характере взаимоотношений, а разногласие во взглядах воспитания внесёт за собой безответственное отношение к ребёнку и друг к другу. Отсутствует опыт православной нравственной культуры, который приводит к возрождению традиционных ценностей.
Система образования в последнее время теряет статус транслятора культуры и переходит всё больше в сервисную сферу деятельности, Это приводит к ряду трудностей и проблем в воспитании подрастающего поколения. На протяжении веков школа на Руси давала знания, была учительницей основ православия.
В современном обществе в школах, во внеурочной деятельности пытаются ввести региональный компонент, предмет «православная культура», который «Одухотворяет» образование изнутри, тем самым пытаясь возродить духовность народа, утраченные православные традиции, обогатить знаниями о мире православной культуры. Таким образом, школа в настоящее время начинает активно возрождать народную культуру, традиции, которые старались сохранить наши предки.
Немаловажную роль в становлении личности подрастающего поколения играют воспитательные организации, которые несут некую двоякую роль.
С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание, а с другой стороны – они влияют на членов стихийно. Влияние не совпадает с нормами и ценностями, диктуемые социальным воспитанием.
Функции воспитательных организаций таковы: приобщение человека к культуре общества, дифференциация воспитуемых, создание условий для духовно-ценностных ориентаций и индивидуального развития.
Воспитательная организация оказывает влияние на своих членов в зависимости от её быта, формы и содержания жизнедеятельности. В реальной же жизни организация оказывает влияние на самоизменение личности.
Воспитательная организация играет ведущую роль, так как человек приобретает институциализованные знания, нормы, опыт. Процесс, контролируемый социализацией, представляет собой некое социальное воспитание.
Социальное воспитание представляет создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия процессов, сходные по форме и содержанию: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования.
Через жизнедеятельность коллективов, стимулирование самодеятельности осуществляется организация социального опыта.
Образование включает в себя: систематическое обучение и стимулирование образования.
Индивидуальная помощь человеку осуществляется через создание специальных ситуаций в жизнедеятельности, через стимулирование развития. Попытка помочь человеку в приобретении навыков, умений, знаний – это и есть индивидуальная помощь.
Но индивидуальная помощь, её систематичность, мера зависит от возраста, региональной принадлежности человека. На каждом возрастном этапе индивидуальная помощь различна.
В целом, социальное воспитание для овладения человеком необходимыми знаниями, нормами морали, чувствами, образцами поведения, умениями создаёт благоприятные условия.
При изучении поведения подростка в социуме, нужно различать два уровня социальной детерминации: уровень социальных процессов и явлений и уровень индивидуального поведения, которые отличаются содержанием, механизмом детерминации и закономерностями. Социализация детей, юношей, подростков происходит во взаимодействии с группами сверстников и старших.
С одной стороны, коллектив контролируем, с другой — погружает детей в поток коллективной жизни. Но качество жизни коллектива может быть различным.
С середины 19 века в отечественной педагогике разрабатывалась идея, что коллектив – очень важное средство воспитания. Жизнь современного общества считает принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания. Коллективное воспитание даёт растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для самореализации и самоутверждения.
Есть такое понятие, как социально-психологический феномен, который выражается в эмоциональном привлечении каждой личности к группе как к целому, с которой личность осознанно или неосознанно себя идентифицирует. Это так называемый «эффект группового духа» т.е. стиль мышления людей, которые полностью вовлечены в группу, которые стремятся к единству мнений. Так возникает феномен коллективной идентификации.
Психологической особенностью такой группы является коллективное самоопределение, что проявляется в избирательном отношении каждого его члена. При этом старшеклассник способен избирательно относиться к воздействию своего коллектива, ориентируясь на добровольно-осмысленные принятые групповые нормы.
Таким образом, группа играет роль в становлении коммуникативных отношений между своими членами, создает для них возможности личностного роста и способствует высокой эффективности выполнения совместной деятельности.
Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-моральным напряжением. Отношения, которые складываются в коллективе, влияют на возможности развития его членов.
Но как бы мы не увеличивали роль школы в социализации, семья остается самой главной ее социальной институцией. Поэтому успешная социализация учеников в школе без успешной социализации в семье просто невозможна, и тесное взаимодействие этих двух институтов в процессе социализации всегда дает положительный эффект.
Трудности социализации старшеклассников в семье возникают из-за того, что их взгляды и понимания общественных событий меняются и часто не совпадают с родительскими. По сравнению с предыдущими периодами развития резко возрастает расхождение во взглядах родителей и старшеклассников. Если со стороны родителей присутствует сопротивление, то это может привести к конфликтам. Следовательно, встает проблема пересмотра своих ролей родителями. В такой период очень важно, чтобы, наказывая или поощряя детей, родители действовали совместно, так как тесная связь ребенка с одним из родителей и «исключение» другого приводит к тому, что «исключенный» перестает быть посредником социализации и авторитетной фигурой. Вероятнее проблемы социализации возникают в неполных семьях, где старшеклассник может родительский авторитет подвергнуть серьезной критике в процессе личностного самоопределения.
Во взглядах на мир, которых придерживаются семья и ровесники, возникает противоречие. Старшеклассникам приходится выбирать между культурой ровесников, которые преподносят алкоголь и наркотики, и ценностями родителей, которые подчеркивают важность труда в рамках закона.
Ценности в структуре социализации старшеклассников выступают промежуточным звеном. Оно регулирует соответствие между поведением, интересами, потребностями ученика. Таким образом, социально-психологическим феноменом старшего школьного возраста можно считать выбор личностных ценностей и индивидуальной линии поведения.
Известный отечественный педагог Е.А. Аркин писал: «…когда ребёнок погружается в поток коллективной жизни, когда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе, достойном своего имени, ребёнок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».
|