Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек:
- успешно адаптированный в обществе,
- умеющий выстраивать межличностные отношения,
- имеющий навыки конструктивного общения.
К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка. Современное общество требует инициативных людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Мир детства — это чудесный и таинственный остров в мире взрослых.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности.
От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Образовательная область социально — коммуникативного развития реализуется в 4-х направлениях:
- развитие игровой деятельности
- патриотическое воспитание
- формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе
- трудовое воспитание
Хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей.
Игра – в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребёнка.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре.
Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.
Огромное значение для воспитания и развития личности имеет – сюжетно – ролевая игра. Она выступает важным средством социально-коммуникативного развития детей, способствует усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Играя в такие игры как: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки» и др., дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Создавая по ходу сюжета различные сложные ситуации, мы стимулируем ребенка решать игровые задачи и выходить из трудных положений; вовлекая в игру, стараемся учитывать особенности, способности и интересы каждого ребёнка.
Игра выявляет переживания ребенка и формирует его чувства. Когда ребенок подражает любимому положительному герою, он передает своё восхищение им, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.
Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.
Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом, выражают свое отношение к добру и злу.
Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью.
Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.
Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется его внимание, память, развивается познавательный интерес.
Дидактическая игра неслучайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.
Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении способствует социально — коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.
Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.
Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра — коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач — потирают глаза; веселье — прыгают от радости; обиду — отворачиваются.
В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей.
В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы (игра «Колпачок»). Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети (игра «Ровным кругом»). В этом случае мы учим детей оценивать и свои действия, и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации, в том числе к школе, и успешного обучения.
Список литературы
- Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)
- Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2004, — 192с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
- Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. – 208 с.
- Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 — № 3 – с. 74-80.
- Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
- Тихомирова О. А. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка// Дошкольная педагогика №7, 2007. – с. 10.
- Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 128 с.
|