- Арбузова Е.Ю. — педагог-психолог,
- Дмитриева Т.В. — воспитатель
- Семёнова Т.В. — воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары, Чувашской республики
Дошкольное образование доступно каждому ребенку. Оно помогает нашим детям успешно учиться в школе, формирует навыки социализации, коммуникации и адаптации в обществе. Основным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков сама по себе, а развитие личностных качеств у ребенка, овладение им предпосылками универсальных учебных действий. В связи с реализацией ФГОС начального общего образования сформированность таких предпосылок выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения его в начальной школе. В настоящее время утвержден и введен в действие ФГОС дошкольного образования, в котором прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Главное у ребенка должно быть сформировано желание идти в школу — мотивация к обучению. Он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя и контролировать свое поведение. Формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности говорят о благоприятной адаптации ребенка к школе. Если ребёнок хочет только играть, не проявляет самостоятельности, невнимателен, малообщителен, замкнут или имеет серьезные нарушения речевого развития, то возможно он ещё не готов к школьному обучению. При любом уровне готовности ребенок будет принят в первый класс. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка. Если вы столкнулись с нежеланием ребенка что — то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Если что- то не получается, сделайте перерыв и опять вернитесь к этому заданию. Учите ребёнка рассчитать время. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
- во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы, выучите названия времен года.
- учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
- развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произношения и грамотностью речи.
- научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов. Познакомьте с изображением цифр.
- развивайте мелкую моторику рук ребенка, с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц.
- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету. Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу. Полезные советы родителям будущих первоклассников: Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Будьте доброжелательны, подбодрите ласковыми словами. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. Всегда выслушивайте ребёнка, не откладывая разговор на потом. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдых. Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов. Не заставляйте делать уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка взрослого просто необходимы. Хорошо, если в семье единая тактика общения взрослых с ребенком. Если что-то не получается, проконсультируйтесь со специалистами: учителем, психологом, логопедом. Можно изучить литературу о наболевшей теме. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность, — это первые 4-6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка. Будьте внимательными к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе. Чем труднее и неудачнее сложился день для вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему вы. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка, и только после этого можете закончить разговор с ним. Нужно верить в своего ребёнка, радоваться его успехам вместе с ним. Вселяйте в него уверенность, что он все может, всего достигнет, стоит ему захотеть. Литература:
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Изд-во МГУ, 2008. — 132 с.
- Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова — М.: Академический проект, 2005. — 142 с.
- Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк — М.: Академия, 2008. — 232 с.
- Безруких М. и др. Почему учиться трудно? — М., 2008. — 132 с.
- Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. — М.: Педагогика, 2009. — 303 с.
- Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина. — М.: «Питер. ком», 2008 — 160 с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. — М.: АРГТИ, 2004. — 188 с
|