Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе

Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школеФедеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из пунктов программы является создание среды, учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [6 c.7].
Проблема перехода ребенка из детского сада в общеобразовательное учреждение, а также его адаптация волнует не только родителей, но и педагогов, психологов. Особенно актуальной она становится, когда дело касается подготовки к обучению в школе детей с особыми образовательными потребностями. К категории «особых» детей относятся дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи в рамках образовательного процесса. В последнее время среди таких детей все чаще встречаются гиперактивные дети. В 80-х годах двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности внесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: малыш не может ни на чем сосредоточиться надолго. В России для этого феномена часто используют устаревший и менее точный термин : минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это наиболее легкая форма церебральной патологии, возникающая вследствие разнообразных причин, но имеющая однотипную, невыраженную, стертую неврологическую, симптоматику и проявляющаяся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. [10 c. 7]. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует детей с СДВГ: «Гиперактивно­му ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вер­тится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роня­ет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку труд­но концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается отве­тов» [1 c.126 ]. СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации [4].
Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет (раздражительность, громкий плач, нарушение сна, отставание в двигательном и речевом развитии). Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление [4].
Пик гиперактивности приходится на возраст шести-семи лет. Самый яркий ее показатель – несформированность произвольного внимания. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, рассуждении и т.п. Произвольное внимание – направлено и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. В условиях затрудненной деятельности оно предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания. К семи годам у детей при норме развития произвольное внимание должно быть сформировано [3 с.7]. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением.
В начале ХХ века Л. С. Выготский доказал, что своевременные изменения социальной ситуации развития, приводящие к тому, что обучение и воспитание осуществляется «в обход» основного дефекта с опорой на сохранные функции, позволяет достичь полноценного развития психики ребенка и адаптировать его к социуму [10 с.4 ]. Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет свои особенности в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер [1 с. 112].
Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль.
Вашему вниманию предлагается конспект группового занятия психолога с детьми шести-семи лет с синдромом дефицита внимания, направленный на развитие навыков произвольного внимания, развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. На первых этапах занятия могут проходить индивидуально, затем – в группе.
Оптимальное количество участников: 4-6 человек. Занятия проводятся в первой половине дня, продолжительностью 15 минут, два раза в неделю.
Ход занятия*
Дети входят в зал, психолог здоровается: «Здравствуйте, ребята! На стульчиках разложены разные мягкие игрушки, выберите себе любимую игрушку»
Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие, сосредоточение внимания.
«Ребята, давайте поздороваемся друг с другом – игрушками, разными способами» - «Привет, медвежонок!» (за лапку), и так каждый ребенок берет в руки понравившуюся игрушку и здоровается с ним разными способами.
Упражнение «Замри»
Цель: развитие внимания и памяти.
«Ребята, а сейчас мы все будем прыгать в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам – психолог показывает), когда она оборвется, мы должны застыть на месте. Если кто-то продолжает двигаться – выбывает из игры».
Упражнение «Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные дей­ствия.
«Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (пауза) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»... «Говори!»; «Какой се­годня день недели?», «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Упражнение «Оловянный солдатик»
Цель: развитие навыка саморегуяции.
«Мальчики и девочки, когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы — стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»
Упражнение «Прощание»
«А теперь давайте попрощаемся со своими любимыми игрушками»: «До свидания, зайчик!», «Пока!» так по очереди.
Психолог прощается: «До скорой встречи, ребята! Досвидания!»
Для определения результативности работы проведенного занятия можно использовать критерии Е.В. Карповой и Е.К. Лютовой-Робертс [7 c. 124]:
- возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;
- увеличение заинтересованности в упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей;
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Занятия по психологической коррекции детей в возрасте шести-семи лет в условиях ДОУ направлены на формирование у детей предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, т.е. активное участие в учебной деятельности и жизни школьного социума, а так же своевременному приобщению к навыкам управления своим телом и эмоциями.
Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации для родителей , облегчающие воспитание: соблюдение распорядка дня, позитивная модель общения, определение рамок и критериев поведения, создание комфортных условий и возможностей для расходования избыточной энергии.
Приводимые в литературе показатели распространенности гиперактивных детей по России колеблются от 2 до 47%, среди школьников – от 2 до 20% [5 с. 33], что является широко распространенной проблемой современного общества, которую нужно решать комплексно: совместными усилиями педагогов, родителей и психологов.
* В занятии использованы упражнения авторов: Габдракиповой В. И., Эйдемиллер Э. Г.; Чистяковой М.И.; Лютовой Е.К., Мониной Г.Б.; Сыроежко М.
Литература
1. Белокрылова Т.С. Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования «от А до Я» ч. 1. Методические рекомендации [Текст]. Ханты-Мансийск.- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. - 2004. – 722 с.
2. Бондарь Т. А., Захарова И.Ю., Константинова И.С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе [Текст]. 2-е изд. – М.: Теревинф, 2012. – 280 с.
3. Габракипова В. И., Эйдемиллер Э. Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Программа, методические рекомендации [Текст]. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 44 с.
4. Заботина Е.Ю. Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ (Электронный ресурс) /Заботина Е.Ю. – URL:
5. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст] // Логопед. 2007. – N3. – С. 33–39
6. Методические рекомендации «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»
7. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст]. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с.
8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [Текст]. СПб: Речь, 2007. — 186 с
9. Сыроежко М. Стойкий оловянный солдатик [Текст] : игры и упражнения из программы работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста / М. Сыроежко // Школьный психолог: прил. к газ. "Перв. сент.". - 2006. - N 23 (1/15 декабря). - С. 46-47
10. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст]. Методическое руководство - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из пунктов программы является создание среды, учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [6 c.7].
Проблема перехода ребенка из детского сада в общеобразовательное учреждение, а также его адаптация волнует не только родителей, но и педагогов, психологов. Особенно актуальной она становится, когда дело касается подготовки к обучению в школе детей с особыми образовательными потребностями. К категории «особых» детей относятся дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи в рамках образовательного процесса. В последнее время среди таких детей все чаще встречаются гиперактивные дети. В 80-х годах двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности внесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: малыш не может ни на чем сосредоточиться надолго. В России для этого феномена часто используют устаревший и менее точный термин : минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это наиболее легкая форма церебральной патологии, возникающая вследствие разнообразных причин, но имеющая однотипную, невыраженную, стертую неврологическую, симптоматику и проявляющаяся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. [10 c. 7]. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует детей с СДВГ: «Гиперактивно­му ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вер­тится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роня­ет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку труд­но концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается отве­тов» [1 c.126 ]. СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации [4].
Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет (раздражительность, громкий плач, нарушение сна, отставание в двигательном и речевом развитии). Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление [4].
Пик гиперактивности приходится на возраст шести-семи лет. Самый яркий ее показатель – несформированность произвольного внимания. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, рассуждении и т.п. Произвольное внимание – направлено и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. В условиях затрудненной деятельности оно предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания. К семи годам у детей при норме развития произвольное внимание должно быть сформировано [3 с.7]. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением.
В начале ХХ века Л. С. Выготский доказал, что своевременные изменения социальной ситуации развития, приводящие к тому, что обучение и воспитание осуществляется «в обход» основного дефекта с опорой на сохранные функции, позволяет достичь полноценного развития психики ребенка и адаптировать его к социуму [10 с.4 ]. Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет свои особенности в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер [1 с. 112].
Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль.
Вашему вниманию предлагается конспект группового занятия психолога с детьми шести-семи лет с синдромом дефицита внимания, направленный на развитие навыков произвольного внимания, развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. На первых этапах занятия могут проходить индивидуально, затем – в группе.
Оптимальное количество участников: 4-6 человек. Занятия проводятся в первой половине дня, продолжительностью 15 минут, два раза в неделю.
Ход занятия*
Дети входят в зал, психолог здоровается: «Здравствуйте, ребята! На стульчиках разложены разные мягкие игрушки, выберите себе любимую игрушку»
Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие, сосредоточение внимания.
«Ребята, давайте поздороваемся друг с другом – игрушками, разными способами» - «Привет, медвежонок!» (за лапку), и так каждый ребенок берет в руки понравившуюся игрушку и здоровается с ним разными способами.
Упражнение «Замри»
Цель: развитие внимания и памяти.
«Ребята, а сейчас мы все будем прыгать в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам – психолог показывает), когда она оборвется, мы должны застыть на месте. Если кто-то продолжает двигаться – выбывает из игры».
Упражнение «Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные дей­ствия.
«Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (пауза) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»... «Говори!»; «Какой се­годня день недели?», «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Упражнение «Оловянный солдатик»
Цель: развитие навыка саморегуяции.
«Мальчики и девочки, когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы — стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»
Упражнение «Прощание»
«А теперь давайте попрощаемся со своими любимыми игрушками»: «До свидания, зайчик!», «Пока!» так по очереди.
Психолог прощается: «До скорой встречи, ребята! Досвидания!»
Для определения результативности работы проведенного занятия можно использовать критерии Е.В. Карповой и Е.К. Лютовой-Робертс [7 c. 124]:
- возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;
- увеличение заинтересованности в упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей;
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Занятия по психологической коррекции детей в возрасте шести-семи лет в условиях ДОУ направлены на формирование у детей предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, т.е. активное участие в учебной деятельности и жизни школьного социума, а так же своевременному приобщению к навыкам управления своим телом и эмоциями.
Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации для родителей , облегчающие воспитание: соблюдение распорядка дня, позитивная модель общения, определение рамок и критериев поведения, создание комфортных условий и возможностей для расходования избыточной энергии.
Приводимые в литературе показатели распространенности гиперактивных детей по России колеблются от 2 до 47%, среди школьников – от 2 до 20% [5 с. 33], что является широко распространенной проблемой современного общества, которую нужно решать комплексно: совместными усилиями педагогов, родителей и психологов.
* В занятии использованы упражнения авторов: Габдракиповой В. И., Эйдемиллер Э. Г.; Чистяковой М.И.; Лютовой Е.К., Мониной Г.Б.; Сыроежко М.
Литература
1. Белокрылова Т.С. Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования «от А до Я» ч. 1. Методические рекомендации [Текст]. Ханты-Мансийск.- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. - 2004. – 722 с.
2. Бондарь Т. А., Захарова И.Ю., Константинова И.С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе [Текст]. 2-е изд. – М.: Теревинф, 2012. – 280 с.
3. Габракипова В. И., Эйдемиллер Э. Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Программа, методические рекомендации [Текст]. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 44 с.
4. Заботина Е.Ю. Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ (Электронный ресурс) /Заботина Е.Ю. – URL: http://www.b17.ru/article/16277/
5. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст] // Логопед. 2007. – N3. – С. 33–39
6. Методические рекомендации «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»
7. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст]. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с.
8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [Текст]. СПб: Речь, 2007. — 186 с
9. Сыроежко М. Стойкий оловянный солдатик [Текст] : игры и упражнения из программы работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста / М. Сыроежко // Школьный психолог: прил. к газ. "Перв. сент.". - 2006. - N 23 (1/15 декабря). - С. 46-47
10. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст]. Методическое руководство - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.
Просмотров: 669
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Кожевникова Наталья Викторовна. «Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie.
  • Моторина Татьяна Геннадьевна. Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Закелова Оксана Евгеньевна. Индивидуально коррекционно – развивающее занятие в подготовительной к школе группе «Коррекция нарушений в развитии внимания»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Главный Редактор. Развитие внимания у детей
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь