«Учите ребенка чувствовать»
ИГРА «Эмоции через стекло».
Что такое эмоциональная зрелость человека, хорошо или плохо быть эмоционально уравновешенным человеком, что это значит?
Согласны ли родители с утверждением, что чувства могут давать человеку большую информацию о самом себе?
Легко ли осознавать собственные чувства, передавать их другому? Удается ли понимать чувства другого?
Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Детям важно дать понять, что они могут испытывать разные чувства: и радость, и удивление, и раздражение, и обиду, и страх и др.
Важно внушать ребенку, что чувствовать что-либо - это нормально, но вот то, что мы делаем иногда, движимые некоторыми чувствами, не всегда хорошо.
Очень важно в воздействии на ребенка, в контакте с ним отделять его поведение от его чувств и подсказывать ребенку, исходя из ситуации, более удачное действие, которое не задевало бы окружающих и не унижало бы самого ребенка.
Сказать родителям, что наиболее удачным для этого способом является использование в общении с ребенком так называемой техники активного слушания и высказываний в форме «я-сообщений».
Активное слушание позволяет не обесценивать чувства ребенка, не показывать превосходства над ним, не подавлять его инициативы, а напротив, выражать ему свое доверие.
Например, увидев расстроенного сына, мать говорит ему: «Ты очень огорчен тем, что мальчик взял без разрешения твою лопатку...« или «Тебе очень грустно, потому что ты поссорился с мальчиком из-за игрушки» или «Сейчас я вижу, как ты сильно расстроен...»
Подобной фразой взрослый как бы дает ребенку понять, что он знает о его чувствах и желаниях в связи со случившимся, что он понимает и признает чувства ребенка.
Форма «я-сообщения» позволяет искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в безоценочной форме, сохраняя принятие ребенка, показывая уважение к нему, вместе с тем увеличивая вероятность того, что ребенок изменит свое поведение.
Например: «Я начинаю раздражаться, когда вижу на полу игрушки, оставленные без присмотра».
Далее предложить несколько заданий на замену оценочной формы сообщения формой «я-высказывания», предварительно уточнив, в чем видится родителю оценочный характер следующих сообщений:
«Сколько раз приглашать тебя к столу, надоело повторять одно и то же".
«Не мешай мне разговаривать по телефону, займись чем-нибудь».
«Когда ты берешь в руки мяч, тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой».
Задания на использование техники активного слушания или формы «ты-сообщения».
Попробуйте ответить ребенку так, чтобы помочь осознать собственное чувство, возникающее у него в данной ситуации:
«Не хочу надевать это платье»,
«Ни за что не пойду завтра в детский сад»,
«Сережа ударил меня палкой»,
«Света отняла у меня куклу»,
«Не хочу я ложиться спать, не буду ложиться» и др.
Полезные советы.
Наблюдайте за своим ребенком, обращая внимание на то, какие чувства ему сложнее заметить в себе и выразить, какие чувства ребенок подавляет в себе, избегает их.
Привлекайте ребенка к наблюдению за собой, например: «Что сейчас случилось с твоим голосом, он очень тихий».
Чаще задавайте ребенку вопрос: «Что ты хотел(а) бы сей-час от меня?" и предлагайте тут же варианты ответа, например: «Может, ты хочешь, чтобы я погладила тебя, пожалела... поцеловала... сказала что-то приятное...»
- Учитесь формулировать точное и нужное сообщение ребенку, которое его действительно поддержит, в котором он действительно нуждается в данный момент.
|