УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК» «УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНOЙ ЮКOНЛOН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙOЗOС ВЕЛOДOМOН ВЕСЬКOДЛАНIН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7» Г.УСИНСКА «ЧЕЛЯДЬOС СOВМOДАН 7 №-А ВИДЗАНIН» ШКОЛАOДЗ ВЕЛOДАН УСИНСК КАРСА МУНИЦИПАЛЬНOЙ СЬОМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ
Выступление на муниципальном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска» (реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы)
Номинация: «Педагогическая находка»
Авторы: О.А. Заборонок, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детства Усинск, 2018
Скачать презентацию
Слайд 1
Добрый день, уважаемые, коллеги!
Слайд 2
«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»
Легуве (французский прозаик и драматург)
Слайд 3
Дошкольная образовательная организация способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру и большой вклад может внести в профилактику правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска». Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.
Работа ДОО по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска», а также по правовому воспитанию дошкольников осуществляется по трем направлениям:
- с педагогическим составом
- с родителями
- с детьми.
Роль педагога дошкольного образовательного учреждения заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
Слайд 4
В прошлом 2017 – 2018 учебном году в нашем детском саду реализовывался образовательный проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Маленький гражданин правового государства».
Слайд 5
Необходимость создания образовательного проекта была и остается актуальна в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях. Реализация данного проекта в нашем детском саду позволила сделать следующие выводы:
- детям дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека
- большинство родителей повысили свой уровень в плане знакомства с правовыми документами, оказывали посильную помощь образовательной организации в процессе правового воспитания дошкольников
- заметно вырос уровень в принятии и знании воспитателями документов, отражающих права человека и детей
- значительно повысилась роль ДОО в процессе формирования правовой культуры ребенка дошкольного возраста и их родителей
- и, конечно, же, проект способствовал профилактике правонарушений, соблюдение и уважения к закону.
Слайд 6
Для выявления уровня правовой культуры родителей детей, посещающих детский сад, было проведено анкетирование. (В анкете рассматривались такие вопросы как: Что такое правовое воспитание? Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада? Если да, то в какой форме?) Как и предполагалось, при не очень высоком уровне правовой культуры опрошенные родители в своем большинстве проявили заинтересованность в получении правовых знаний, в знакомстве с правовоспитательными технологиями. Из ответов родителей стало очевидно: правовое воспитание их детей необходимо. Родители хотят знать об участии ребенка в мероприятиях по правовому воспитанию; получать рекомендации, как заниматься с ребенком дома, какую литературу прочитать, консультаций по вопросам общения с ребенком, как научить ребенка умению говорить «нет».
Слайд 7
На основании результатов анкет и мнения педагогов было принято решение продолжить работу ДОО в этом направлении. В марте 2018 года я принимала участие в вебинаре на тему: «Организация взаимодействия субъектов профилактики в рамках Федерального закона от 24. 06. 1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В апреле 2018 года прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних». Проанализировав материально-технические и педагогические условия детского сада, было решено разработать и утвердить программу по правовому воспитанию. Такая программа у нас реализуется в этом учебном году. В учебный план ДОО в часть формируемой участниками образовательных отношений по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» введен предмет «Воспитание правовой культуры». Всего по учебному плану будет проведено 18 занятий. На данном этапе проводятся занятия с детьми старшего возраста.
Одним из направлений правового воспитания данной программы является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
- знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала)
- создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения
- развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений
- профилактику правонарушений, употребление спиртных напитков, работы с семьями СОП и «группы риска».
Слайд 8
Цель программы: повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан.
Слайд 9-10 (с задачами программы Вы можете ознакомиться на слайде)
Основные задачи программы:
- создание условий для формирования у детей правовой компетентности
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения
- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведения и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков
- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров
- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека
- создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс
- повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье
- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения
- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности
- повышение правовой грамотности педагогов ДОО.
Слайд 11
Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:
- программа отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания
- программа носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук
- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).
- программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
В программе предусмотрено изучение таких тем как:
- «Каждый ребёнок имеет право на имя»,
- «Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»,
- «Право ребёнка на игру и отдых»,
- «Права и обязанности ребёнка»,
- «Право ребёнка на защиту»,
- «Каждый ребёнок имеет право на своё мнение» и т.д.
Проводя занятия с детьми, я пришла к выводу, что процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация программных целей и задач позволила: создать образовательное пространство в группах для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей.
Слайд 12
Мой опыт работы с детьми показал, что правовое воспитание в детском саду, профилактика правонарушений происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников я использую такие виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач:
- отгадать (загадки разной тематики),
- раскрыть секрет ( «Давайте поможем детям сделать доброе дело», «Волшебники»),
- составить, сложить картинки (героев, сюжетов),
- видоизменить ( «Что было бы, если…),
- смоделировать ( «Ступеньки образования»: бумажные куклы — люди разных возрастов, плакат с изображением ступенек, на каждой из которых нарисовано какое-либо учреждение (детский сад, школа, вуз, предприятие) и т.п.
Наиболее перспективным, на мой взгляд, является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушении прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.
Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на уважение.
Содержательная и методическая составляющие данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах, поступках. Например, при проведении занятий:
- «Как дружить без ссоры», «Как договорился, так и сор разрешился» дети учатся бесконфликтному поведению и общению;
- «Семья – семь Я» дошкольники более углубленно представляют о семейном благополучии и о защите прав ребенка;
- «В гостях хорошо, а дома лучше» — представляют о потребностях человека в жилье и праве на жилье;
- «Каждый маленький ребенок должен знать с пеленок» — узнают о безопасном поведении во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.);
- «Моя родина», «Кто где живет?» — имеют представление о разных странах и народах (национальностях) и терпимо относятся к представителям разных народов (национальностей) и т.д.
Слайд 13
Проведенный нами промежуточный мониторинг (опрос детей «Права детей», беседа «Как поступить») доказывает, что при целенаправленной работе педагогического коллектива образовательной организации, взаимодействии с родителями, проведении специально разработанных мероприятий по ознакомлению с документами о правах детей и в целом по правовому воспитанию, процесс формирования правовых представлений у дошкольников эффективен, причем положительная динамика наблюдается не только у воспитанников, но и у педагогов и родителей.
Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что проводимая работа способствует не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи, способствует профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств детьми, работы с семьями СОП и «группы риска».
Слайд 14
Перспектива на будущее:
- продолжить данную работу,
- расширить программу, за счет введения в план работы совместную деятельность педагога-психолога с воспитанниками по формированию умения детей говорить «нет»;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- обобщить результаты работы ДОО по данному направлению;
- направить полученный материал для публикации в СМИ на федеральном уровне.
Слайд 15
Используемая литература:
1. Баракина А.А. Защита прав ребенка // Воспитатель ДОУ. 2007, №2
3. Богачева И.В., Гиненский С.И., Губанова С.И., Казаков А.П., Кузьменко Г.А. Мое отечество – Россия. – М.; Гном и Д, 2005
4. Григорьева Л.А. Защитим права ребенка // Воспитатель ДОУ, 2008, №11
5. Елезова Н.Ф. Я и мои права // Воспитатель ДОУ, 2009, №5
6. Зайцева Н.В. Знакомство дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка // Воспитатель ДОУ, 2010, №8
7. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.; Скрипторий, 2007
8. Захарова Л.М., Сайфутдинова И.Р. Мир, в котором я живу, выпуск 1 – Ульяновск, УлГПУ, 2007
9. Кавардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребенок и право. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005
10. Калинина Л.В. Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей // Воспитатель ДОУ, 2009, №3
12. Кривцова Е.В. Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей (семинар-практикум). // Управление ДОУ, 2009, №6
13. Майданкина Н.Ю., Кавардакова М.А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005
14. Марадудина О. В. Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Марадудина, И. И. Гончарова // Молодой ученый. — 2015. — №13
15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2005
16. Осинкина О.Л., Гринченко Е.Н., Васюхина Т.И. Конспект занятия по правовому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольная педагогика, 2011, №5
17. Пальмова Г.П. Дети и их права. // Воспитатель ДОУ, 2008, № 6
18. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика, 2010, № 5
19. Правовое пространство ДОУ. // Управление ДОУ, -М, ТЦ СФЕРА, 2010, № 3
20. Прохорова С.А. Я имею право…// Воспитатель ДОУ, 2011, № 5
21. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ. // Управление ДОУ, 2005, № 3
22. Третьякова Н.Б. План работы по правовому воспитанию и образованию дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, №3
Источники Интернет
- http: //www. usynovite. ru/consult/law/nechaeva
- http: //active-mama. com/prava-i-obyazannosti-rebenka. html
- http: //sibogni100. narod. ru/pamjatka_o_priznakakh_zhestokogo_obrashhenija. pdf
- http: //www. rastut-goda. ru/preschool-child/7209-konventsija-o-pravah-rebenka-kak-rasskazat-detjam-ob-ih-pravah. html
Анкета для родителей
1. Что такое правовое воспитание? (Выберите один ответ.)
- Информирование детей о наиболее значимых законах, а также юридической ответственности за их нарушение.
- Систематическое целенаправленное формирование у детей представлений о базовых моральных категориях и принципах, а также их влиянии на общество.
- Целенаправленный планомерный процесс формирования у детей знаний, ценностных установок и ориентаций, навыков правомерного поведения.
- Это система мероприятий (лекций, бесед, игр), включающих в себя информацию о правах и обязанностях, юридической ответственности, иных правовых понятиях, разработанная на основе знания возрастных и психологических особенностей детей.
2. Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? (Выберите один ответ.)
- Да, с 3-х лет у детей можно формировать навыки нормативного поведения.
- Нет, нормативное поведение начинает формироваться у детей только с 6-7 лет.
- Возможно, но не у всех детей, т.к. это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
- Возможно, но не в каждом детском саду, а в том, где существуют условия для организации правового воспитания.
3. Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? (Выберите один или несколько ответов.)
- Воспитатель.
- Методист.
- Родители.
- Работник правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, суда).
- Любой гражданин, подготовленный к организации и проведению правового воспитания.
- Любой педагогический работник.
4. Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? (Выберите один или несколько ответов.)
- Право на жизнь.
- Право на собственность.
- Право на уважение человеческого достоинства.
- Право на труд.
- Право на личную неприкосновенность.
- Право на участие в делах государства.
- Право быть гражданином.
- Право на выбор имени.
- Право на выражение собственного мнения.
- Право на достойные условия проживания и обучения.
- Право на посещение образовательного учреждения.
- Право преимущественного выполнения требований ребенка.
5. Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? (Выбрать не более трех.)
- Право на жизнь.
- Право на собственность.
- Право на уважение человеческого достоинства.
- Право на труд.
- Право на личную неприкосновенность.
- Право на участие в делах государства.
- Право быть гражданином.
- Право на выбор имени.
- Право на выражение собственного мнения.
- Право на достойные условия проживания и обучения.
- Право на посещение образовательного учреждения.
- Право преимущественного выполнения требований ребенка.
6. Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада?
- Да.
- Нет.
- Возможно, если будет дано конкретное поручение.
- Нет, но могу порекомендовать специалиста и договориться с ним.
7. Если да, то в какой форме?
- Проведение занятий.
- Помощь воспитателю в проведении конкретного мероприятий.
- Подготовка необходимых наглядных пособий.
- Занятие с ребенком дома.
- Другое (впишите).
|