Номинация – «Мои первые уроки»
Выполнила: социальный педагог Никитина Анна Александровна Архангельск, 2018 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 «Туесок»
Пояснительная записка:
Цикл занятий направлен на формирование у детей дошкольного старшего возраста основ социально-правового сознания. Во время занятий раскрываются основные права и обязанности ребенка, формируется понимание тех ситуаций, когда нарушаются права ребенка.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Правовое воспитание позволяет позитивно влиять на личностное и познавательное развитие ребенка, вносит вклад в его социальную адаптацию в социуме, происходит формирование у ребенка доверия к окружающему миру, к другим людям, понимания своей роли в обществе, позволяет увидеть взаимоотношения в семье с другой (правовой) точки зрения.
Цикл занятий разработан с целью профилактики правонарушений в семье в отношении несовершеннолетних, позволяет выявить детей из «группы риска» по социальному неблагополучию.
Цель цикла занятий:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ социально- правового сознания.
Задачи:
- дать знания о правах ребёнка на: имя и фамилию, семью, на жизнь, на воспитание
- формирование умения подбирать ласкательные имена к своим именам
- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
- совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников, привлекать детей к созданию общества друзей
- формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности
- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Демонстрационный материал для первого занятия:
- Слайды с картинками, которые отображают права ребенка (право на жизнь; право на имя и фамилию; право на семью; право на воспитание и уход; обязанности ребенка – прилежно учиться, помогать маме, прибирать за собой игрушки, хорошо кушать)
- Нарезки видеороликов из мультфильмов «Волк и 7 козлят» (право на жизнь), «Лунтик» (право на имя и фамилию), «Мама для мамонтенка» (право на семью), «Мойдодыр» (право на воспитание и уход).
Оборудование:
Проектор для показа слайдов и видео.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни).
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня правового воспитания
- Усвоение правовых понятий: право, нарушение прав.
- Формирование навыков: индивидуальность суждений, умение высказывать свою точку зрения, открытость к диалогу.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ
- Теоретическая часть
- Физкультминутка
- Практическая часть
- Заключительный этап
- Выводы
- Приложение 1 (Презентация «Я знаю свои права»)
- Приложение 2 (Фотоотчет)
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с Вами поговорим о Ваших правах. Вы знаете, что это такое? (на проекторе слайд 1 «Что такое право?»)
С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. У каждого человека теперь есть свои права и свои обязанности. Даже у самого маленького ребенка, который только что родился, уже есть свои права. И у каждого ребенка они равны (слайд 2 «счастливые дети»).
Какие же права ребенка вы должны знать?
1. Самое главное право – это право на жизнь. А кто дал Вам жизнь?
Дети: родители (мама и папа)
Все правильно, наверное, поэтому самые первые слова, которые произносит малыш, это мама и папа, самый близкие Вам люди. (Слайд 3, фото мама, папа + ребенок)
2. Хм, дети, а вот мы с Вами тут беседуем, а ведь я даже не спросила, как же Вас зовут. Давайте познакомимся. Спрашиваю у детей их имена, бросаю мяч, ребенок ловит и называет имя. Прошу остальных назвать ласкательное имя.
У каждого из Вас есть имя и фамилия, и у меня тоже есть имя и фамилия. И это Ваше право иметь свои имя и фамилию. (Слайд 4, дети знакомятся друг с другом)
3. У каждого из Вас есть своя семья, мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка, дяди, тети, они Вас любят, заботятся о Вас, помогают Вам. Если случилась какая-то беда, мы первым делом расскажем об этом кому?
Дети: маме или папе
Все правильно, чтоб они пожалели нас, помогли нам справиться с нашей бедой. И это Ваше право жить в семье, чтоб Вас любили, о Вас заботились, помогали Вам и защищали Вас. (слайд 5, фото семьи)
Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья?
Дети: называют состав семьи, имена
4. Наверное, Вы все сможете сказать, чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Воспитанный человек, он какой? А каким бы Вы человеком хотели быть?
Дети: называют отличия воспитанного человека от невоспитанного
И это еще одно Ваше право, на воспитание, чтоб каждый из Вас был воспитанным, с хорошими манерами, ведь с таким человеком каждый захочет дружить и играть, правда? (Слайд 6, фото детей с плохими и хорошими манерами)
Но, важно помнить, что помимо прав, у каждого ребенка есть свои обязанности. Что это такое обязанности?
Дети: объясняют, что такое обязанности.
Правильно, это то, что ребенок обязан делать. Какие обязанности есть у Вас?
Дети: называют свои обязанности:
- помогать родителям
- прибирать за собой вещи, игрушки
- хорошо кушать, чтоб быть здоровыми и сильными и красивыми
- слушаться взрослых
- хорошо заниматься на занятиях, чтоб быть умными, воспитанными
(слайд 7, ребенок прибирается/ребенок кушает/ребенок читает/дети помогают маме)
2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чтобы сделать разграничение между теоретической и практической частью занятия, с детьми проводим небольшую физкультминутку. Это позволит им отдохнуть, переключиться на другую форму занятия, немного размяться.
Спасибо, что Вы так внимательно меня слушали! Наверное, Вы немного устали, давайте сделаем с Вами небольшую зарядку.
Проводим физкультминутку, показывая действиями то, о чем говорится в стихотворении:
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вы любите мультики?
Дети: да, любим!
Хорошо, а теперь мы с Вами посмотрим несколько мультфильмов. Только смотрите внимательно, в каждом из этих мультфимов нарушаются права героев. Мы будем смотреть отрывок из мультфильма, а потом Вы мне скажете, какие же права, из тех, что мы сегодня узнали, были нарушены.
Включается первый мультфильм «Волк и семеро козлят». После просмотра задается вопрос: а как Вы думаете, какие права козлят были нарушены? В какой момент это произошло? Как это случилось?
Дети: право на жизнь, право на защиту родителями. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога
Хорошо, молодцы! Теперь давайте посмотрим следующий мультфильм. Включается мультфильм «Лунтик и его друзья». Как Вы думаете, ребята, какие права Лунтика были нарушены? Почему же так получилось? Нашел Лунтик свое имя?
Дети: право на имя и фамилию! Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога
Конечно, правильно! И у Лунтика появилось свое имя.
Включается мультфильм «Мама для мамонтенка». Как Вы думаете, кого потерял маленький мамонтенок? Ему, наверное, страшно? Опасно было плыть одному на льдине? Какие права у него были нарушены?
Дети: право на семью, право на защиту родителей, право на жизнь. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога
Молодцы! И еще один мультфильм мы с Вами посмотрим сегодня. Включается мультфильм «Мойдодыр». Как Вы думаете, мальчик в этом мультике опрятный, воспитанный ребенок? Почему так получилось? Какие у него права были нарушены?
Дети: право на воспитание, право на заботу, помощь. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога
Молодцы, а про какие свои обязанности забыл мальчик? А вы дома помогаете маме и папе по дому? Прибираете за собой игрушки?
Дети: прибирать за собой свои вещи, игрушки. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Мы сегодня с Вами говорили о Ваших правах. Какие права Вы сегодня узнали? (в качестве подсказок пролистываются слайды с картинками)
Дети: право на жизнь, право на имя, право воспитание и уход, право на семью.
Хорошо, а о чем мы еще говорили, кроме прав?
Дети: об обязанностях!
Молодцы, что Вы знаете и помните, что помимо прав, у Вас уже есть и свои обязанности.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что Вам запомнилось больше всего? Какой герой Вам понравился больше всего?
Дети: делятся полученными эмоциями и впечатлениями.
Защищать Ваши права должны взрослые. Чтобы дети были здоровы, радостны, полны сил и энергии. Тогда и детство можно будет назвать счастливым.
Я Вам дам небольшое задание. К следующему занятию нарисовать свои права или обязанности, о которых мы сегодня узнали.
5. ВЫВОДЫ
Во время проведения занятия дети узнали о том, что такое право и обязанность, узнали о своих правах: право на жизнь, право на имя и фамилию, право на заботу и защиту, право на воспитание. В ходе занятия дети посмотрели на знакомые им мультфильмы с другой стороны, с точки зрения соблюдения прав и исполнения обязанностей героями мультфильма. У детей сформировалось положительное впечатление о проведенном занятии, свои права и обязанности были усвоены.
Цель занятия реализована, ожидаемые результаты занятия были достигнуты в полной мере.
|