Курикова Татьяна. «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»

(слайд №1) (слайд №2)

Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становиться все более актуальной.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

 

Скачать презентацию

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себе все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

(слайд №3) Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель работы:

  • изучить особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения дошкольников;
  • исследовать содержание и приёмы воспитания культуры поведения;
  • выявить сущность нравственного воспитания и формирования культурного поведения как психолого-педагогического процесса.

(слайд№4) В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников».
  2. исследовать содержание и приёмы воспитания культуры поведения;
  3. выявить сущность нравственного воспитания и формирования культурного поведения как психолого-педагогического процесса.

(слайд №5) Работая по этой теме я:

  • составила тематический план работы на год
  • совместно с родителями выполнили проект «Генеалогическое древо»
  • был проведён мониторинг социально-нравственного развития детей
  • проведено анкетирование родителей по экологическому воспитанию
  • предложены консультации для родителей

- проводятся праздники в народных традициях, поздравление детей и сотрудников детского сада с Днем рождения.

-составлены конспекты и проведены специально созданные ситуации и непосредственно образовательная деятельность, игры, как сюжетные, так и дидактические.

(слайд №6) В процессе нравственного воспитания мною использовались такие методы и приёмы:

НОД, этические беседы, индивидуальные беседы с детьми, вопросы, оценка, рассматривание картин, игры, создание специальных ситуаций, пример взрослых, подготовка к праздникам и развлечениям.

(слайд № 7)Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Метод должен быть реальным, осуществимым, требующим логического завершения. Он должен быть весомым, значимым, не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.

(слайд № 8) Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка в НОДе, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умения содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

(слайд № 9) Дошкольный возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

Приобщая их к труду, формируется ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях, таких как: «Поможем птицам зимой».

(слайд №10) Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях, в них воспитывается гуманное отношение к своим близким.

Составление генеалогического дерева, поможет ребенку понять и осознать, что он принадлежит целому роду. Визуализация дерева поможет ребенку лучше запомнить, кто кому кем приходиться.

Генеалогическое дерево расскажет ребенку историю его семьи, воспитает в нем гордость за то, что он принадлежит к этому роду, к этой фамилии. Ребенку важно знать, что у него есть корни: это придает чувство уверенности в себе.

(слайд №11) Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.

Обсуждая с детьми содержание сказок, внимание детей обращается на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

(слайд №12) Для более эффективного и успешного решения задач нравственного воспитания используются различные игры и пособия. Например, всем известную игру «Узнай по голосу» я провожу как «Угадай, кто сказал вежливое слово?».

(слайд №13) Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. И работа эта огромна и многогранна!

(слайд №14) Во время работы над темой использовалась разнообразная литература.

(слайд №15) За прошедший период были получены следующие результаты:

  • дети стали активнее, проявляют интерес к НОД, непраздному проведению времени
  • у дошкольников сформированы навыки доброжелательного поведения, способности к эмпатии (т. е. сопереживание, сострадание) и адекватному проявлению этих чувств
  • приобщаются к традиционному укладу жизни, не только в семье, но и в детском саду
  • приобрели опыт в восприятии новых впечатлений
  • эмоционально-личностная сфера дошкольников продолжает активно развиваться.

(слайд №16) Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

(слайд №17)

Просмотров: 735
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Дорогина Альбина Сергеевна. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Остапкевич Ольга Федоровна. «Воспитание культуры поведения детей в ДОУ и в семье»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Важенина Наталья Николаевна. Формирование речевой культуры поведения старших дошкольников
  • Постолова Галина Борисовна. Консультация 'Воспитание культуры поведения у детей
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Статья «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения»
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Верещагина Ольга Дмитриевна. Совместная работа с родителями, в целях нравственного воспитания дошкольников средней группы
  • Фирсова Светлана Викторовна. Навыки пожаробезопасного поведения дошкольников в период новогодних праздников. Тема «ВНИМАНИЕ, ЕЛКА»
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Редактор. Программа нравственного воспитания дошкольников
  • Рыбалка Любовь Ивановна. «Организация и эффективность работы по развитию духовно-нравственного воспитания в режиме дошкольной группы»
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Климанова Вера Владимировна. Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания дошкольников «Гармония души»
  • Кулагина Светлана Александровна. Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Игумнова Надежда Владимировна. Семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников.
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Давыдова Юлия Евгеньевна. Театрализованная деятельность как средство формирования навыков этикетного поведения старших дошкольников
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь