Авдиенко Любовь Борисовна, педагог-организатор МБУ ДО ДТ «Вектор» г. Новокузнецк, Кемеровская область
Детям, так же и взрослым, необходимо раскрывать важные документы, и дать понять, что ребенок – равноправный человек со взрослыми людьми, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Ключевые слова: дополнительное образование, правовое воспитание и образование, социальный опыт личности.
Защита прав особая проблема государства и общества в целом. Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития. Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство.
Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г)
- Декларация прав ребёнка (1959 г.)
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Закон «Об образовании»
- Конституция Российской Федерации
Региональные нормативные акты:
- Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации
- Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы. Поэтому правовое воспитание и образование наших детей мы считаем особенно важным и актуальным.
Решая задачи правового воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условия и особенностями детей на основе следующих принципов:
- «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах мы не только даем знания, но и создаем условия для их практического применения.
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Развивающая предметно – пространственная среда – это естественная комфортная, уютная обстановка, рационально организованная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Пространство, организованное для детей в учреждении дополнительного образования, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Предметно – игровая среда помещения организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Развивающая предметно – пространственная среда является основой индивидуального подхода к ребенку.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны, функциональны, и обеспечивают необходимые условия для самореализации детей с разным уровнем развития. Это особенно важно для поддержки содержательной самостоятельной деятельности старших дошкольников.
Старшие дошкольники много времени в самостоятельной деятельности проводят за столами, поэтому все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру правовой культуры:
- игровая
- продуктивная
- познавательно-исследовательская
- коммуникативная
- чтение художественной литературы — разворачиваются за рабочими столами.
Эта зона активно используется детьми как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. В большинстве случаев дети используют материалы и игры, хранящиеся в тематических уголках, на расположенных неподалёку полках и стеллажах. Именно вблизи рабочей зоны мы оформили уголок по правоведению, где дети могут:
- посмотреть альбом «Я – ребенок и я имею право!»
- посмотреть слайды и видеоматериал по правой и нравственной тематике,
- познакомиться с иллюстрациями о правах детей.
- совершенствовать через дидактические игры, правовые знания, развивать коммуникативные навыки, получить знания о социальных нормах.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, нами собрана библиотека, в которую вошли книги со сказками, стихами, пословицами и поговорками, альбомы: «Мой город»; «Москва – столица нашей Родины»; «Я – ребенок и я имею право!»; альбомы с геральдикой нашей страны, области и города.
В соответствии с ведущей деятельностью наших воспитанников создаем условия для продуктивной деятельности, где воспитанники с удовольствием занимаются изготовлением эмблем, плакатов, затем презентуют их взрослым и сверстникам. Организуем разнообразные игры: ролевые, театрализованные и дидактические; проводим упражнения на развитие эмоциональной сферы;
на развитие эмпатии; на развитие коммуникативных умений и навыков.
Организуем проблемно-поисковую деятельность, чтобы дети могли поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.
Искусственно создаем ситуации, когда дети вынуждены искать выход из них, а воспитатель может оценить, каков уровень их воспитанности. Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни разыгрываем ситуации, в которых дети принимают самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Проблемная ситуация может создаваться как для целой группы, так и для отдельного ребенка.
Для поддержания интереса детей к содержанию тематического уголка по правоведению, мы стараемся сделать представленные материалы эстетически привлекательными, заменяем игры, пособия, альбомы, открытки на новые или ранее выставляемые. Для повышения интереса и привлечения внимания к педагогически ценным пособиям по правовой культуре, дополнительно мотивируем детей к играм и занятиям с ними своим личным участием в совместной деятельности.
Каждое учреждение дополнительного образования не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дополнительного образования – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Поэтому мы активно взаимодействуем и привлекаем родителей к участию в оформлении уголков, совместно придумываем дизайн, рисуем картинки, собираем интересный и познавательный материал:
- Оформили стенд «Я – ребенок, и я имею право» для ознакомления родителей с основополагающими документами по правам ребенка:
- Международная Конвенция ООН о правах ребенка, 20. 11. 1989 г.;
- Всеобщая декларация прав человека, 10. 12. 1948 г.;
- Декларация принципов толерантности, 16. 11. 1995 г.;
- Конституция РФ
- Провели цикл занятий по Конвенции о правах ребенка по основным требованиям документа:
- Выживание
- Развитие
- Защита
- Обеспечение активного участия в жизни общества
Провели практические занятия по сказкам, где нарушаются права сказочных героев: на личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; нарушено право ребенка на заботу и попечение; право ребенка на отдых и развлечения, а где сказочные персонажи наоборот, советуют воспользоваться правом на бесплатное образование; право на свободное передвижение. На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
- Провели выставки семейных работ «Мама, папа, я – счастливая семья».
- Оформили консультацию «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.
- Изготовили памятки для родителей «Я ребенок, я имею право»; Семь правил для взрослых», «Пять рецептов избавления от гнева» и др.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Список литературы
- Доронова, Т.Н., Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 8. – С. 3 – 8.
- Зеленова, Н.Г., Программа «Я – ребенок, и я имею право!..» / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.
- Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 9. – С. 98 – 103.
- Соболева, М.Н., Правовое воспитание в семье и ДОУ / М.Н. Соболева, Н.В. Савина // Управление ДОУ. – 2005. -№ 3
- Копытова, Н.Н., правовое образование в ДОУ / Н.Н. Копытова. – М.: — ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
|