(нормативно-правовые основы)
Автор: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 424» г. Перми Шумилова Екатерина Анатольевна
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.
Скачать конспект
С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Права и достоинства ребенка защищает международное и российское законодательство.
Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную
защиту прав детей, разработал следующие документы:
- Декларация прав ребенка (1923)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20. 11. 1989) является основным актом о правах ребенка на международном уровне – это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
- Ребенок имеет право на семью.
- Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
- Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
- Ребенок имеет право на равенство.
- Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
- Ребенок имеет право на собственное мнение.
- Ребенок имеет право на имя и гражданство.
- Ребенок имеет право на получение информации.
- Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
- Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг.
- Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Обеспечение охраны прав детей – это не только глобальная проблема мирового сообщества, Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения – детей, педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования.
На федеральном уровне они представлены в
- Конституция РФ (1993)
- Семейный кодекс РФ (1995)
- Гражданский кодекс РФ (1994)
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998)
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012)
На региональном
- Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» (1996)
В результате, система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня – международный, федеральный, региональный и локальный, который соответствует уровню каждого детского сада.
Анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что в настоящее время количество и номенклатура прав ребенка, учитываемых на всех уровнях, сохраняется примерно одинаковой.
На государственном уровне защиту прав детей осуществляет уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов
В Пермском крае лицом, содействующим обеспечению условий и гарантий признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, является уполномоченный по правам ребенка Павел Владимирович Миков
В Перми работает детский телефон доверия. Каждый ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может позвонить по номеру «горячей линии» 8-800-3000-122 и получить экстренную анонимную социально-психологическую помощь.
|