Цель: Уточнить представление детей, что на планете Земля всех детей защищает "Декларация прав ребенка"; сформировать уважение к правам другого человека. Закрепить навык соблюдения детьми прав других детей; привить умение находить правильное действие при проблемных ситуациях. Пособие: Рассказ Е.Пермяка "Одиночество", рисунок одиноко сидящего мальчика. Книги: А.Усачев "Декларация прав ребенка", Е.С. Шебельник, Е.Г. Каширцева "Ваше право". Музыка С.Дадаскинова «Учугэй» Рисунок открытка детей, фломастеры, альбомные листы, иллюстрации знакомых сказок, изображение прав ребенка символами, настольный театр: "Маленький человек". Предварительная работа: Ознакомление детей с обязанностями и правами детей. На основе сказок и литературных произведений определить, какое право человека нарушено. Методы и приемы: Решение проблемных ситуаций, беседа, настольный театр, дидактическая и подвижная игра, изобразительная деятельность. Интеграция детской деятельности:
Двигательной, игровой, познавательной, социально-коммуникативной, продуктивной и речевой деятельности. Ход НОД: 1.Настольный театр «Маленький человек» Воспитатель: - Сейчас я буду рассказывать вам про маленького человека (используется настольный театр) "Жил в большом городе один маленький человек. Днем он работал, выращивал красивые цветы и украшал ими город. Вечером он сидел около своего маленького домика и восхищался большими домами, отдыхал. Но большие люди не замечали его, топтали его цветы и даже не извинялись, ведь они его не замечали. Его крик "Будьте внимательными" никто не слышал. Однажды в библиотеке он нашел книгу "Права человека". В этой книге было написано, что все люди имеют одинаковые права и обязанности, и должны уважительно относиться к друг другу. Эта книга ему очень понравилась". И он стал объяснять людям их права и помогать им в беде. Воспитатель: - Дети, Маленький Человек одолжил нам эту книгу. Хотите, мы пойдем в страну сказок и поможем сказочным героям, которых там обижают? (ответы детей) - Давайте пригласим Маленького Человека и возьмем его с собой (под музыку С. Дадаскинова «Учугэй» дети и Маленький Человек идут через украшенную «волшебную арку» во вторую половину комнаты, где расставлены иллюстрации сказок). 2. Дидактическая игра «Помоги сказочным друзьям»: Дети переходят от одной иллюстрации с сюжетом знакомой сказки к другой и рассказывают Маленькому Человеку, какое право героя нарушено в этой сказке и, как можно ему помочь (якутские народные сказки «Дьэрэкээн о?олор», «Кырынаас», «Кэ?э», «Сыалы?ар уонна са?ыл» и др.; Т. Сметанин «Куерэгэй»). Благодарит детей, прощается и уезжает в свой большой город. Дети возвращаются и садятся на свои места. 3. Психологический тренинг (по рассказу Е.Пермяка "Одиночество") Воспитатель: - Дети, сейчас мы будем играть. Я расскажу вам про одного мальчика, а вы по ходу моего рассказа будете показывать движениями его действия без слов. "Вова был очень сильным мальчиком. Все его боялись, он бил мальчиков, стрелял из рогатки в девочек. Собаку Дружка пинал ногой, мучил кошку, не слушался бабушку. Он никого не боялся и гордился этим. От него убежали кошка с собакой, дети перестали с ним дружить. Бабушка от обиды тайком вытирала слезы" (дети показывают мимикой и движениями действия Вовы, огорчение бабушки, боязнь и неприязнь друзей, уход всех от Вовы). Воспитатель: - Дети, скажите, почему все отвернулись от Вовы? (ответы детей) - Какие права человека он нарушал? - Что предпринял Вова, когда понял, что остался один. Давайте покажем, как он стал относиться к собаке Дружку, к кошке (дети «гладят», «обнимают», «берут на руки» домашних друзей). А сейчас мы покажем нашему другу, как он помогает бабушке, жалеет ее, любит (дети мимикой и движениями выражают любовь, заботу и внимание к бабушке). И в конце, покажем Маленькому Человеку, как Вова стал дружить с детьми, играть с ними. Дети «играют» в мяч, «угощают» друг друга «конфеткой» и т.п.. 4. Рисование детьми символов прав человека Воспитатель напоминает детям о символах прав человека, которые они рассматривали и определяли раньше (дети рассматривают пособие – картинки о правах). Воспитатель: -Дети, хотите, сегодня вы сами придумаете и нарисуете символы, показывающие права человека. Мы соберем все рисунки, сошьем их вместе как книгу и подарим Маленькому Человеку. Дети садятся за стол, сами придумывают и рисуют символы по правам человека. 5. Дарение Маленькому Человеку Дети по одному рассказывают о нарисованных символах Маленькому Человеку и дарят ему. Маленький Человек благодарит каждого ребенка и тут же сшивают книжку. В конце НОД дети с новым другом танцуют осуохай дружбы. Дети дарят открытку «Дружба», сделанную своими руками, где дети разных народов сидят в одной лодке. Маленький Человек благодарит всех за дружбу Использованная литература: 1. Андрей Усачев. "Декларация прав человека". Азбука. Азбука-Аттитус. 2011 2. Шебельник Е.С., Каширцева Е.Г., «Ваше право» М: Издательство "Вита-Пресс", 1996 3. "Правовое воспитание". Т.А. Харитончик. Волгоград. Учитель. 2011
|