Манафова Наида Султанхановна. Управление качеством образования дошкольной образовательной организации

Управление качеством образования дошкольной образовательной организации

Обеспечение доступности качественного образования – ведущая идея модернизации российского образования. Между тем, как показывает практика, возросшая доступность образования без изменения его содержания и форм влияния на социальное положение людей может снижать его качество. Изменились представления о самом качестве. Институциональным проявлением такого изменения является переход от регулирования содержания и объёмов учебного материала, к регулированию требований к условиям, программам и целевым ориентирам дошкольного образования (ФГОС ДО 2013г.).

Закон РФ «Об образовании» определяет качество образования как комплексную характеристику.

Существующая «проблема качества образования», его повышения стоит на первом месте в разрабатываемых «государственных программах развития образования в России на протяжении последних лет».

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы указано, что системным приоритетом образования «является повышение качества результатов образования на разных уровнях».

 

Основываясь на определении сущности дошкольного образования, зафиксированного в государственных образовательных стандартах дошкольного образования, категорию «качество дошкольного образования» можно трактовать как удовлетворение запросов семьи, общества и государства на разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Понятие «качество образования» в контексте федерального образовательного стандарта дошкольного образования можно рассматривать по 3 направлениям:

  • качество образовательной программы;
  • качество реализации образовательной программы;
  • качество результатов освоения образовательной программы.

По мнению С.В. Ушениной, качество понимается не только как результат деятельности, но и как возможность его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.

Автор данного определения выделяет три группы характеристик:

  • качество потенциала и ресурсов достижения цели образования,
  • качество формирования профессионализма участников образовательных отношений,
  • качество результативности образования.

Качество потенциала выражается такими параметрами, как качество цели и задач образования, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество педагогического состава, качество информационно-методической базы, рациональное использование имеющихся ресурсов.

Качество формирования профессионализма — это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации педагогического состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения всех участников образовательных отношений к образовательной деятельности, эффективное управление образованием.

Качество результата образования — распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей обучающихся, успешная социализация и адаптация к следующей степени образования.

Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание.

Наиболее распространенной оценкой качества образования является его соответствие принятым образовательным стандартам. Именно стандартам как единым нормам или эталонам должен подчиняться образовательный процесс во всех организациях системы образования. Для руководителей дошкольных организаций стандарт — это, прежде всего, требование, предписание и оно подлежит выполнению. Именно в таком смысле следует понимать стандарт как обязательный минимум.

Определение качества включает в себя два противоречивых аспекта, с одной стороны это мера соответствия стандартам и с другой — мера соответствия ожиданиям и запросам потребителя. И если стандарт представляет собой формализованное отражение качество, то второй аспект, запросы потребителя, это изменчивая составляющая рассматриваемого явления, которая меняется от разности ценностных ориентиров людей и сообществ.

Дошкольное детство невозможно отрывать от семейного воспитания, поэтому организация работы с родителями является одной из важных составляющих образовательной деятельности детского сада.

Таким образом, можно выделить следующие критерии оценки дошкольной образовательной организации, которые определяют качество дошкольного образования:

–профессионализм педагогического состава с учетом ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога;

–пространственные условия с учетом индивидуальных потребностей ребенка для его физического, интеллектуального, социального и эмоционального развития;

–комфортное пребывание ребенка в дошкольной организации;

–готовность дошкольной образовательной организации для сохранения здоровья ребенка;

–ориентация дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;

–удовлетворенность потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольной образовательной организации.

В настоящее время существуют различные способы фиксации степени выраженности критериев оценки качества дошкольного образования (экспертные карты, листы наблюдений, анкетирование и т.д.)

Несмотря на то, что для каждой дошкольной образовательной организации показатели качества в узком смысле всегда будут специфичны, так как они зависят от кадрового потенциала, научно-методического обеспечения, от организации образовательного процесса и т.д., есть общие критерии оценки качества, выражающие степень удовлетворенности запросов государства, общества, отдельно взятой личности, что позволяет выстраивать систему повышения качества для любой дошкольной организации.

В образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Из чего же состоит качество педагога? Данный вопрос является ключевым и первостепенным в определении качества образования, качества образовательных программ, методик обучения, а также для других составляющих качества образования. Педагог не просто передает знания, но и формирует личность ребенка, его мировоззрение и духовность. Также качество образования зависит от мотивации персонала. У педагогов должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность педагогической работы.

Занять и сохранить в обозримом будущем образовательной организации достойное место как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда — это значит предоставлять востребованные рынком образовательные услуги и обеспечивать высокое качество молодых специалистов. Для решения этой задачи образовательной организации необходимо эффективная система управления качеством, ориентированная на удовлетворение все возрастающих запросов потребителей. Однако, методика создания таких систем нуждается в совершенстве.

Осуществление проектирования реализации программы повышения качества образования через планирование деятельности педагогического коллектива образовательной организации — это контролируемая, развивающая и развивающаяся долговременная деятельность, итогом которой является педагог высокого уровня профессионализма и профессиональной компетентности, влияющий на все критерии повышения качества образования. Повышение профессиональной квалификации педагога, в данной ситуации, будет являться одним из условий успешного внедрения им инновационных образовательных технологий в практическую деятельность и педагогический процесс. Тем самым являясь важнейшим фактором успешной реализации данной программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бегельдиева С. М. Профессиональная компетентность учителя в свете требований профессионального стандарта «педагог» // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. — № 56-7. – С. 28-34.
  2. Бельгман Г.С., Кулешова Ю.М. Методическая работа на службе качеству образовательных услуг/ Эксперимент и инновации в школе. – 2012. — №4 – С. 6 – 14.
  3. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471-474.
  4. Курзаева Л.В. Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 100 с
  5. Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся педагогов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 416 с.
  6. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей: учебно-методическое пособие / Л.В. Красильникова, И.Н. Бушуева, Т.А. Галочкина и др. — Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2017. — 107 с.
  7. Сейдаметова Э. Н. Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1028-1031.
  8. Ушенина С. В. Качество дошкольного образования: достижения, проблемы // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица, 14 ноября 2014 года: в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. — Екатеринбург, 2014. — Ч. 1. — С. 81-86.
Просмотров: 348
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гаджиханова Джамиля Ахмедовна. Электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие качество дошкольного образования.
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Кондакова Наталия Алексеевна. «Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»
  • Тарасенко Татьяна Юрьевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий повышения качества образования.
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Бардеева Татьяна Сергеевна. Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»
  • Дегтярева Наталья Александровна. Качество организации воспитательно-образовательного процесса
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Юсупова Альбина Диляверовна. Выявление психофизических показателей, влияющих на качество формирования речевой функции учителей-логопедов в образовательной деятельности
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: вариативные образовательные программы и технологии
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Поварницына Елена Александровна. Реализация программы дополнительного образования в условиях семейной дошкольной группы
  • Подольская Ольга Алексеевна. Место проектной деятельности в образовательной программе дошкольного образования
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Цветкова Евгения Владимировна. Взаимодействие с семьей как необходимое условие качественного дошкольного образования ребенка.
  • Чипчигина Наталья Геннадьевна, Кузнецова Елена Владимировна. Педагогический совет на тему: 'Современные технологии как инструмент управления качеством образования'
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Юлия Василенко. Предметно-развивающая среда в ДОУ как способ достижения ценностно-смысловых результатов образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь