Самсонова Светлана Викторовна педагог-психолог ФГКДОУ «детский сад № 154» МО РФ
Участники: дети подготовительной группы.
Цель: развивать интеллектуальную компетентность и познавательные процессы.
Задачи:
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление и речь;
- развивать межполушарное взаимодействие: улучшать мыслительную деятельность;
- формировать дружеские отношения между детьми, умение работать в команде;
Оборудование: доска большая, магнитики, конверт с письмом, 2 картинки с отличиями, картинки на развитие памяти 4 шт., картинки 6 шт. «подсказок» (молоко, мышь, сапоги, шляпа с пером, шпага, рыба), карандаши, картинка «Кот в сапогах», лупа, микроскоп, картинки для составления рассказа 8 шт. (собака, будка, елка, заяц, береза, морковь, солнышко, снежинка), мешочки с ароматом лимона, апельсина, лука и чеснока, музыка «Звуки природы», медальки для каждого ребенка.
Предварительная работа:
- обучать детей составлять рассказ по картинкам
- проводить физминутки с запоминаем слов и движений
- проводить комплекс упражнений по развитию межполушарного взаимодействия и кинезиологической гимнастики (массаж ушных раковин, гимнастика для шеи и головы, рисовать в воздухе симметричные буквы, цифры и различные предметы)
- приготовить раздаточный материал (картинки)
- изготовить медали «Настоящий следопыт»
ХОД ИГРЫ
Ритуал приветствия «Ладошки»
Педагог-психолог: Добрый день! Сегодня у нас будет необычное занятие. Я
предлагаю поприветствовать. Найдите пару и встаньте друг напротив друга. Выполняйте те движения, которые я вам буду говорить: прикоснитесь ладошками, прикоснитесь спинками, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Дети проигрывают ритуал приветствия. Занимают места своей команды согласно заранее прикрепленным стикерам на их одежде.
Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, в нашем зале кто-то оставил следы. Вы
хотите узнать, кто же это сделал? Вот и письмо лежит… (читает письмо) «Здравствуйте! Я известный следопыт! Помогите мне в моем непростом деле: разгадать того, кто приходил в детский сад и оставил следы. А чтобы узнать, кто это, необходимо выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать подсказки! Если вы верно выполните задания, то узнаете сказочного героя и получите звание — настоящий следопыт!»
Педагог-психолог: Ребята, а вы знаете, кто такие следопыты?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Что поможет следопыту распознать того, кто оставляет
следы?
Ответы детей. Педагог-психолог показывает лупу и микроскоп. Дети рассказывают для чего их используют.
Педагог-психолог: Команды, будьте внимательны, за каждое задание вы будете
получать подсказку.
След № 1. Игра-разминка «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих
Ждёт он и вздыхает – слова не хватает,
Чтобы снова в добрый путь стих потёк как речка
Помоги ему чуть-чуть – подскажи словечко:
Мы бросали мяч друг дружке, прыгал мячик как … (лягушка)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису)
Зеленеет всё вокруг, растёт в саду на грядке … (лук)
Ночь прохладна и темна на небе яркая … (луна)
Листопад, листопад листья жёлтые… (летят)
Елочка, елочка колкая… (иголочка)
А возле этой ёлки бродили злые… (волки)
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Ну, давай играть в футбол, забивай скорее… (гол)
Там темно, мы просим маму нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина, лепит всё из… (пластилина)
Педагог-психолог: Вы все молодцы и получаете подсказку- картинку «молоко».
Педагог-психолог закрепляет на доске картинку «молоко».
След № 2. Упражнение «Мнемотехника»
Педагог-психолог: Давайте посмотрим, насколько у вас развита память.
Время на запоминание картинок 25-30 секунд. На листочке 9 картинок для каждой команды. Затем я забираю листок для запоминания и даю листок с 25 картинкам. Вам необходимо обвести в кружок только те картинки, какие запомнили.
Дети в команде выполняют задание.
Педагог-психолог: Вы все молодцы и получаете подсказку- картинку «мышь».
Педагог-психолог закрепляет на доске картинку «мышь».
Физминутка
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Дети выполняют физминутку, стоя около своих мест.
-Как живешь?
-Вот так!
-Как идешь?
-Вот так!
-Как бежишь?
-Вот так!
-Ночью спишь?
-Вот так!
-Как берешь?
-Вот так!
Как даешь?
-Вот так!
Как танцуешь?
-Вот так!
Педагог-психолог задает вопросы по тексту, а дети отвечают словами «Вот так!» и выполняют соответствующее движение.
След № 3. «Найди отличия» (две картинки)
Педагог-психолог: Насколько вы внимательно умеете искать, то, что не всегда видно? Найди и обведи в кружок отличия на картинке.
Дети выполняют задание на листочке.
Педагог-психолог: Вы все молодцы и получаете подсказку картинку «сапоги».
Педагог-психолог закрепляет на доске картинку «сапоги».
След № 4. «Придумай рассказ по картинкам»
Педагог-психолог: По картинкам вам надо придумать и рассказать историю. Картинки разложить в порядке рассказывания истории.
Выходит один ребенок от команды, который будет рассказывать историю. Картинки крепит на доске магнитиками.
Педагог-психолог: Вы все молодцы и получаете подсказку картинку «шпага».
Педагог-психолог закрепляет на доске картинку «шпага».
Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю выполнить комплекс упражнений.
«Массаж ушных раковин»
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину.
«Качание головой»
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой и стороны в сторону. Можно открыть глаза.
«Симметричные рисунки»
Нарисуйте одновременно зеркально симметричные рисунки (буквы, цифры и т.п.)
Дети выполняют все движения под музыку, повторяя движения за педагогом-психологом.
След № 5. Игра «Угадайка»
Педагог-психолог: Сейчас вам, ребята, надо угадать аромат.
Каждая команда получает мешочки. Дети вдыхают аромат мешочка и пытаются угадать, что там находится.
Педагог-психолог: Вы все молодцы и получаете подсказку- картинку «шляпа с пером».
Педагог-психолог закрепляет на доске картинку «шляпа с пером».
Педагог-психолог: Посмотрите, следопыты, у нас остался всего один след. Вот
сейчас мы с вами и узнаем, кто же оставил так много следов.
След № 6. Упражнение «Выполни по образцу»
Педагог-психолог: А теперь мы посмотрим, какие у нас следопыты быстрые и внимательные. Первой команде необходимо обвести все цифры в кружок, а второй команде обвести в квадрат все буквы. Это задание необходимо выполнить за 2 минуты.
Каждый ребенок получает листочек с заданием и выполняет в соответствии с образцом.
Педагог-психолог: Вы все молодцы и получаете подсказку- картинку «рыба».
Педагог-психолог закрепляет на доске картинку «рыба».
Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, судя по этим подсказкам, мы можем догадаться, кто оставил следы.
Дети отвечают.
Педагог-психолог: Это кот в сапогах! Правильно, ребята, а из какого мультфильма этот герой?
Дети отвечают.
Рефлексия «Добрые слова»
Педагог-психолог: Мы с вами справились со всеми заданиями! И следопыт
передал вам огромное спасибо за помощь! Какие задания мы сегодня выполнили? Скажите мне, что было выполнять трудно, а что легко? Что больше всего запомнилось?
Дети отвечают. Педагог-психолог реагирует на их реплики, уточняет их ответы. Следит, чтобы дети не перебивали друг друга.
Педагог-психолог: Я хочу вручить вам за ваши умения медали «Настоящий следопыт». До новых встреч, юные следопыты!
|