Сегодня тема взаимодействия участников образовательного процесса, педагогов, родителей и их детей, очень актуальна в работе дошкольного учреждения. В наш прогрессивный, динамичный мир, многие семьи смотрят на воспитание детей другими глазами, нежели более старшее поколение. Семьи с различными культурными обычаями и взглядами на жизнь, по-своему понимают место ребёнка в семье, в культурной и общественной жизни. Конечно, нагрузки на работе, проблемы также сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Безусловно, Все родители искренне любят своих детей, но не каждый может эту свою любовь проявить. Они знают, что нужно их ребёнку: образование, одежда, еда, любовь. Всё это родители дают ребёнку, но забывают о малом — о внимании к жизни своего ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой действуют вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Конечно же, каждый из родителей желает своему ребёнку лучшее. Но в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. А внимание — очень ценный дар, который родители могут подарить своему ребенку. Понимание значения внимания очень велико — это и любовь, и уважение, и чуткость, это понимание самой детской души, ее потребностей. Ведь детский возраст — это самый важный период человека. Детство — это фундамент. Каким мы все его заложим, таким и будет дальнейшая жизнь у ребенка.
Все мы пониманием, что семья и детский сад в определенный период жизни ребенка создают для него определенное образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
И от педагога здесь зависит очень много. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует высокого профессионализма и педагогического такта. И здесь очень важно грамотно и правильно выстроить педагогу работу также и с родителями. Ведь педагог воспитывает не только ребенка, но и его родителей. У воспитателей очень распространена фраза «не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Для ребенка — дошкольника самыми близкими и самыми значимыми взрослыми являются его родители и воспитатели. И ребенок может стать «заложником» недопонимания между педагогом и своими родителями, что впоследствии приведет к различным проблемам. В силу того, что и у педагога, и у родителей имеется собственное представление о «хорошем и правильном воспитании», то и пути достижения этого у них также могут отличаться. При том, что все участники преследуют благие цели и намерения, цель которых — хорошее воспитание.
Педагог ориентируется на полученные им профессиональные знания и профессиональный опыт. Родители в воспитании детей опираются на опыт своей семьи. К сожалению, не все родители готовы слышать, о том, что в их стиле и методах воспитания могут присутствовать «неверные моменты». Ведь в силу непрофессионализма родители могут не учитывать индивидуальные особенности ребенка. Тут очень важно доверится воспитателю, поверить в то, что он действует в интересах ребенка.
И тут важно тесно взаимодействовать и сотрудничать с родителями воспитанников. Установить с ними доверительные, партнерские отношения. Вовлечь семью в жизнь сада. Существует много способов и форм для осуществления этих целей, например:
- мастер- классы
- открытые занятия
- участия в оформлении группы, участка
- семейные гостиные, досуги, праздники
- совместные поездки (маршруты выходного дня)
Такое тесное сотрудничество обязательно даст свои плоды. Родители смогут увидеть и отношение педагога к детям, и его заинтересованность в образовательном процессе. Также при таком тесном сотрудничестве больше шансов на то, что родители в большей степени оценят важность детства, важность этого периода жизни их ребенка.
И, конечно, важно помнить конечную цель — что деятельность и педагогов и родителей направлена на социализацию ребенка в том обществе, в котором ему в дальнейшем нужно будет жить самостоятельно. А для этого ребенку нужна любовь, поддержка, понимание и родителей, и педагога.
|