Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой – это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится все больше детей с повышенным уровнем тревожности. Тревожность — это состояние нервозности и обеспокоенности.
Часто родителям сложно понять из-за чего может тревожится их ребенок. Ну, какие могут быть проблемы в его возрасте: одет, сыт, много друзей, любящие родственники, есть планшеты, телефоны, безграничный доступ в интернет?! Однако наличие проблемы проявляет себя. Детская тревожность говорит о том, что в жизни маленького человека не все так хорошо, как видится взрослым. Данное состояние ни в коем случае нельзя игнорировать.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике, это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, общении с незнакомыми детьми, взрослыми, в гостях, то следует говорить о тревожности.
Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога-психолога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Ведь зачастую зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности. В практике наблюдается прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мама, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Так же проявлению высокой тревожности у ребенка способствуют такие факторы, как:
- завышенные требования со стороны взрослых
- частые упреки, вызывающие чувство вины, ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.
- сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений.
Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.
Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время. Психологи рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, взрослых.
- Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка
- Снятие мышечного напряжения. При работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж.
Таким образом, с тревожным ребенком необходимо: избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость, не стоит сравнивать ребёнка с другими детьми, чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию, не заставлять его вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он посмотрит, как это другие дети), не предъявлять завышенных требований, демонстрируйте уверенное поведение.
|