Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

Забродина А.В. ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Г.Чебоксары Научный руководитель: к.п. н. Порфенова О.В.

С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает и к самому себе. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Смысл? Взаимоотношение – отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу» (В. В. Богословский). Между общением, с одной стороны, и отношениям — взаимоотношением с другой, существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. Взаимоотношение служит своеобразным содержанием общения (В. В. Богословский).

 

Взаимоотношениями в психологии обозначают сложную систему отношений, которые складываются между людьми. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю преднастройку, установку, с позиции которой они подходят к общению друг с другом (Р. С. Немов).

Взаимоотношения – личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности (Е. И. Щербакова).

В.И. Мясищев дает следующее определение этих отношений: «Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания».

Отношение к людям является решающим в процессе формирования личности и носит характер взаимоотношений. Личность проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми и формируется под влиянием этого общения.

Деятельность и поведение, пишет В.И. Мясищев, одной и той же личности в каждый момент определяются его отношениями к различным сторонам действительности, отношениями, вытекающими в свою очередь из истории развития личности. Отношение человека к себе самому связано с его отношением к другим людям и их отношением к нему. Рассуждая, таким образом, В.И. Мясищев в типологии характеров первостепенное значение придает особенностям взаимоотношения человека с другими людьми. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительными и отрицательными характером.

М.И. Лисиной так же рассматривались проблемы взаимоотношений. В контексте деятельностного подхода к общению, взаимоотношения понимались ею как продукт или результат коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а за тем оказывают влияние на протекание общения. Взаимоотношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально-переживаемых связей между членами контактной группы (Т. А. Репина). Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями.

Как видим, в отечественной психологии разные авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «взаимоотношения». Общение, отношение, взаимоотношения не отделимы друг от друга.

В.И. Мясищев отмечает, что отношения индивида к людям, как правило, являются и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности, люди не могут так или иначе не относится друг к другу; взаимоотношения – это чувства, направленные на других людей. Взаимоотношения, как эмоциональный феномен, проявляются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов группы.

Для многих психологов и педагогов типично употреблять понятия взаимоотношения и взаимодействия как тождественные. Например, Е.В. Субботский предмет своего сравнительного исследования взаимодействия маленького ребенка со взрослым и со сверстником обозначает и как отношение партнерства. С.Г. Якобсон при изучении ею совместной деятельности детей дошкольного возраста понимает под взаимоотношениями «… такое взаимодействие партеров, когда один из них оказывает на другого то или иное непосредственное социальное воздействие, направленное на то, чтобы побудить этого другого совершил какое-то действие и ответ другого на это воздействие».

Пытаясь разобраться в отношениях возникающих между детьми детского сада, Т.А. Репина и др. выдвинули три ведущих критерия для их классификации: эмоциональный; оценочный; функциональный.

По эмоциональному критерию все отношения ребенка к сверстникам разделяются ими на 3 типа: симпатии, безразличия и неприязни.

По оценочному критерию. Самооценка, определяющая, эти отношения, чрезвычайно сложное образование, либо многообразные качества ребенка воспринимаются как положительные или отрицательные, с одной стороны, а с другой – от особенностей ценностных ориентаций, этих эталонов, из которых исходит оценивающий.

По третьему типу, то известно, отношения делятся на официальные и неофициальные (деловые и личностные) (Я. Л. Коломинский).

Люди вступают друг с другом во множество различных видов взаимоотношений. Немов Р.С. выделяет следующие: личные и деловые; эмоциональные и рациональные; официальные и неофициальные; координационные и субординации.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов. Личными называются взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определёнными индивидуальными психологическими особенностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Кроме определённой эмоциональной окрашенности личные взаимоотношения людей личные субъективный характер, выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми.

Совершенно другое содержание вкладывается в понятие «деловые взаимоотношения». Эти взаимоотношения основаны на ответственности людей за выполняемую ими работу. Деловые отношения, могут быть хорошими и плохими и зависят от ролей выполняемых людьми в совместной деятельности.

Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях, проявляемых одним человеком в отношении другого человека.

Рациональные взаимоотношения – это такие, которые, во-первых, строятся на разумных расчетах и выводах, во-вторых, исходят из реальной пользы, которую один человек может принести другому человеку.

Официальные – это взаимоотношения между людьми, которые поддерживаются в соответствии с какими-либо правовыми нормативными актами. В официальные отношения люди вступают по должности.

Неофициальные — это такие взаимоотношения между людьми, которые складываются между ними помимо должностных, деловых взаимоотношений, в которых они обязаны находиться друг с другом.

Координационные – взаимоотношения между людьми, в которые они вступают как вполне равноправные, независимые люди, которые лишь согласуют, координируют свои действия, но не зависят друг от друга.

Субординационные – это взаимоотношения между людьми, имеющими различный статус, занимающими различное положение в обществе.

Таким образом, проблемой взаимоотношений занимались такие ученые М.И. Лисина, В.И. Мясищев, Р.С. Немов и др. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Щелованова, Н.А. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов

В работе М.И. Лисина, выдвигается положение о том, что первые детские взаимоотношения, вызываемые потребностью ребенка в общении, хотя и строятся на основе взаимных симпатий между многими детьми, но уже очень рано в 3 года жизни приобретают избирательный характер.

Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В. Г. Нечаевой, Я.М Коломенского, И.И. Аржановой) убеждают в том, что стихийные взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка, гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположенных качеств «…не сразу заметил в группе беду — чрезмерно активного, агрессивно общительного ребенка, хозяина запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего эгоиста. Как будто играют дружно, дитя не жалуется…». Так и складываются взаимоотношения.

Считая дошкольную группу генетически ранней ступенью социальной организации людей, Я.Л. Коломинский подчеркивает, что далеко не всем детям хорошо дышится в среде сверстников, не все встречают здесь благоприятный эмоциональный климат. В группе если несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны, есть дети, находящиеся в подчинение у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех и других.

«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, — отмечала А.П. Усова, — является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых общество может складываться и развиваться даже на ранних ступенях общественного развития детей. Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то своё место в этом обществе».

Важно, чтобы взаимодействия дошкольников были благоприятными. Характер взаимодействий детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились – в группе (Я. Л. Коломинский, А.Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовать игры, общительные, веселые, дружелюбные.

Р.М. Римбург, рассматривает товарищеские дружеские отношения как непременное условие складывания коллектива и коллективных взаимоотношений. Автор, отмечает, что первейшее требование, предъявляемое в детском саду – умение дружно жить со всеми детьми.

Немаловажную роль играет то обстоятельство, что взаимоотношения дошкольников сверстников осуществляется в основном в игре – ведущей деятельности в этом возрасте. Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умение согласовывать действия со сверстниками, ещё не означает наличия истинно дружеских чувств и отношений. Лишь кропотливая педагогическая работа с отдельными детьми – представителями разных групп (по характеру индивидуальных проявлений), в частности влияние ребенка посредством положительного содержания игры и роли, делает его игровую деятельность, его поведение целенаправленным, имеющим нравственный характер (проявление в игре симпатии, заботы о сверстнике и т. п.).

Такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что игра возникает не самопроизвольно, а под влиянием социального окружения в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Предложенная А.П. Усовой система обучения на занятиях повлияла на уровень детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности — труда, учения подчеркивала А.П. Усова, можно повлиять на развитие личности ребенка. Влияние сюжетно-ролевых, дидактических игр на нравственное воспитание изучались Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской. В работах Л.В. Артемовой особенности взаимоотношений рассматривались в ежедневном общении. Важным направлением в исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста (продуктивной, игровой) и влияние ее на их межличностные отношения. Этому вопросу посвящены работы Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной и Л.П. Бухтиаровой. Положительные взаимоотношения у детей возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей (исследование Р.Л. Кричевского).

Исследование В.Г. Нечаевой имело своей задачей выяснить значение поведения в формировании взаимоотношений в играх, на основе усвоения детьми общих норм. Несмотря на то, что отечественной дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в области изучения взаимоотношений между детьми, но многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными.

Проблема формирования детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. В последние годы ей посвящено много исследований ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Новач, Е. Петрова, П. Собади и т.д. проблема рассматриваются в плане изучения различных видов детской деятельности, прежде всего игровой.

Р. Пфютце рассматривает детские взаимоотношения как цели и как процесс воспитания. Р. Пфютце считает, что дружеские отношения среди детей достигаются только при наличии играющего коллектива. В руководстве играми она идет от формирования у ребенка умения понимать сверстника, не мешать другому. Большое внимание Р. Пфютце уделяет ролям, взятым детьми в игре, установленным правилами поведения в игровой деятельности.

Английский ученый Д. Мей изучала детские взаимоотношения. Она изучала только стихийно складывающиеся отношения в группе детей 2-4 лет. Автор отмечает, что эти отношения индивидуальны и разнообразны: одни дети сразу становятся лидерами в группе, проявляя упорство, агрессию; другие приспосабливаются к лидерам, третьи стремятся к уединению и т.д.

По мнению Д. Мей, «хотя взрослые несут ответственность за детей, но они не могут устанавливать нормы поведения в коллективе», не направляют, не руководят складывающимися взаимоотношениями. Воспитатели лишь создают возможность для «самовыражения» в зависимости от ступени развития ребенка. В целом теоретически посылки Д. Мей сводятся к тому, что она не видит педагогических просчетов в воспитании и все недостатки в поведении пытается объяснить индивидуальными особенностями детей, их способностями к адаптации в среде сверстников.

Таким образом, изучение взаимоотношений в детских объединениях приобретает особое значение и для успешного руководства развитием положительных взаимоотношений: педагогу необходимо знать их особенности.

Просмотров: 683
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Филина Наталья Александровна. Консультация на тему: «Реальные и ролевые взаимоотношения и взаимодействия детей в игровой деятельности»
  • Шарко Елена Владимировна. Формирование ценностного взаимоотношения ребёнка с миром в процессе усвоения им правил этикета
  • Семенова Ирина Викторовна. Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх (5-7 лет)
  • Светлана Гоцуляк. Презентация 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Коваленко Анна Олеговна. «Игра-сказка как метод формирования мировосприятия и позитивного отношения к миру»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Петухова Ольга Владимировна. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему здоровью, способствующего его сбережения и укрепления
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Как хорошо уметь дружить»
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь