Актуальной проблемой, затрагивающей биологию, медицину, педагогику и психологию, является феномен сенсомоторной асимметрии человека, её влияние на развитие и процессы адаптации. Исследования различных авторов демонстрируют связь готовности ребенка к школе со степенью сформированности параметров асимметрии. Эти параметры влияют на особенности и успешность когнитивной, речевой и учебной деятельности.
Анализ научной литературы демонстрирует высокую степень заинтересованности в проблеме латеральности и межполушарной асимметрии не только в рамках физиологической науки, но и психологической. Таим образом работы Куликова В.Ю., Антроповой Л.К., Козловой Л.А., 2010; Найдановой Г.Е. и Брызгловой С.О., 2014; Акимовой Л.Н., 2015; Горбачева М.Н., 2006; Серебиной Л.Ф., 2016 имеют психофизиологический характер и выявляют связи между физическими и психическими детерминантами, определяющими индивидуальность каждого из нас.
Также, представляется важной разработка проблемы левшества, поскольку психологические особенности левшей все еще продолжают оставаться малоизученными. Это, в свою очередь, определяет отсутствие в практике обучения левшей научно-обоснованных специализированных методических приемов. Таким образом, новизна выбранной темы, определяет наш научный интерес. Сложно прогнозировать все возможные результаты исследования, однако выявление особенностей и, возможно, причин различий, как тормозного контроля, так и специфик свойств нервной системы детей с разной степенью выраженности латеральных предпочтений.
Индивидуальный латеральный профиль представляет собой сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого ребенка, что, в свою очередь, влияет на его стиль обучения.
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрии [2].
Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела) и сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию [1].
Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное мышление.
В нем представлена образная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В памяти левого полушария хранятся осознанные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет последовательные функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей» [5].
Правое полушарие отвечает за конкретно-образный характер познавательных процессов, наглядно-образное мышление. Правое полушарие, в отличие от левого, формирует целостный и многообразный контекст на основе множества противоречивых связей. В процессах обучения правое полушарие реализует механизмы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). [3]
В любой деятельности участвует оба полушария. Различа только доля участия каждого полушария у человека. За передачу информации из одного полушария в другое осуществляет мозолистое тело. Оно созревает на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому в тех видах деятельности, в которых необходимо плотное взаимодействие полушарий (письмо, чтение и т.д.) дети с распределенными латеральными показателями могут быть менее успешными и требовать особого внимания. Для дифференцированного подхода к обучению детей с разными латеральными профилями необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления в зависимости от распределения функций по полушариям.
При нормальном развитии профиль индивидуальной латерализации должен сформироваться к 7—8-летнему возрасту (его несформированность в этом возрасте может свидетельствовать об отклонении или отставании в развитии, в том числе о ЗПР) [4].
При помощи методики измерения функциональной асимметрии мозга мы провели исследование 10 детей подготовительной группы, обучающихся в ГБДОУ №60 Центрального района. Среди респондентов 3 мальчика и 7 девочек. Методика показала, что 90% респондентов имеют смешанный латеральный профиль и 10% правый (один человек).
Статистика индивидуальных латеральных профилей руки – 80% смешанный тип, 20% правый профиль; ноги – 60% смешанный, 40% правый; глаза – 50% смешанный, 10% левый, 40% правый тип; уха – 70% смешанный, 20% левый и 10% правый тип.
Двое детей имеют кросс-латеральный тип, при котором индивидуальные профили по разным показателям (глаз, ухо) противоположны (правый/левый). Это использование противоположных сторон при решении одной задачи. У таких детей будет возникать больше сложностей в обучении, поскольку не созревшее мозолистое тело с большим трудом передает информацию из одного полушария в другое.
Литература
- Акимова Л.Н. Диагностика индивидуального профиля латеральной организации индивида: методические рекомендации / Составитель Л.Н. Акимова [Электронное издание], 2015.
- Горбачев М.Н. Психологические и психофизиологические особенности восприятия времени людьми с различным профилем латеральной организации головного мозга [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 2006.
- Куликов Вячеслав Юрьевич, Антропова Людмила Кондратьевна, Козлова Лариса Анатольевна Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации // Journal of Siberian Medical Sciences. 2010. №5.
- Найданова Галина Евгеньевна, Брызгалова Светлана Олеговна Особенности межполушарной асимметрии у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. №1.
- Сербина Л. Ф. Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2016. №XII.
|