Харченко Татьяна Владимировна. Ознакомление со скульптурой как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников

Ознакомление со скульптурой как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников

Согласно ФГОС ДО одним из важных направлений реализации образовательной программы детского сада является художественно-эстетическое развитие детей, которое обеспечивает

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
  • становление эстетического отношения к окружающему миру
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Одним из уникальных и интересных для дошкольников видом изобразительного искусства является скульптура, ознакомление с которой способствует развитию детского изобразительного творчества.

 

Скульптура – это особый вид изобразительного искусства, в котором с помощью особых средств выражено представление об окружающем, духовный мир человека, отражены эстетические вкусы и идеалы. Специфика этого вида изобразительного искусства выражается в содержании, в выборе материала и выразительных средств.

Отличительной особенностью скульптуры является ее объемность и трехмерность. К основным видам скульптуры традиционно относят круглую скульптуру и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой. В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, то это рельеф.

Рельеф может быть представлен двумя разновидностями: барельефом и горельефом. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем на половину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность – углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий.

Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два – три раза, то станковая культура по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, метала) или пластичных (терракоты, стекла и т.д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа, передать мысль и идею.

В работах Т.А. Котляковой и Э.Ф. Абдрахимовой указано, что при помощи приобщения дошкольников к скульптуре можно познакомить дошкольников с изображением человека, его пропорцией, личностной характеристикой, спецификой жизни; а также показать дошкольникам красоту родного края через ознакомление со скульптурой, украшающей родной город.

Авторами отмечено, основными задачами ознакомления дошкольников со скульптурой являются следующие:

  • приобщение детей к различными формам и видам скульптуры через ознакомление с творчеством скульпторов родного края
  • развитие навыков продуктивной деятельности дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой
  • развитие детского художественного творчества.

Отбор видов и форм скульптуры должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детского восприятия, что выражается в оценке доступности скульптуры по ее формам, детализации, реалистичности изображения. Так, для младших дошкольников более доступны малые формы скульптуры, представленные произведениями народных умельцев. При этом особое внимание необходимо уделять выразительным сторонам каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фактуры, мелких деталей, динамику.

В старшем дошкольном возрасте формируют

  • представления о жанрах скульптуры; расширяют представления о скульптуре малых форм, знакомят с монументальной, станковой, декоративной скульптурой (в зависимости от местных условий), ее функциями, спецификой
  • расширяют сведения о средствах художественной выразительности.

Таким образом, ознакомление со скульптурой способствует не только накоплению представлений об изобразительном искусстве, но и развивает восприятие, мышление, эстетические вкусы, а также способствует формированию желания творить, создавать, пробовать свои силы в передаче эмоций и чувств через скульптурные формы в лепке или рисунке скульптурных изображений.

Просмотров: 604
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Веселова Н. В. Конспект организованной образовательной изобразительной деятельности с использованием техники пластилинографии во второй младшей группе.
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Ребенок в мире изобразительного искусства»
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Гуркина Екатерина Николаевна. Конспект НОД Тема: Путешествие в мир изобразительного искусства
  • Федотова Татьяна Геннадьевна. Развитие образной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой.
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Раиса Михайловна Уриш. Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Средняя группа. «Шарики для елочки»
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Захарян Ольга Владимировна. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с различными изобразительными материалами»
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду
  • Камартдинова Ольга Александровна. «Малые формы фольклора, как средство речевого развития дошкольников»
  • Стешина Оксана Леонидовна. Консультация: «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
  • Курашова Анастасия Константиновна. Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Титова Ольга Викторовна. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Портнова Ольга Ивановна Жарова Жанна Юрьевна. Схематическое рисование как метод интеграции изобразительного творчества и речевого развития
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • МДОУ Детский сад 79. Проект «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  • Похно Анастасия Николаевна. Развитие речи у старших дошкольников и ознакомление с окружающим миром



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь