Согласно ФГОС ДО одним из важных направлений реализации образовательной программы детского сада является художественно-эстетическое развитие детей, которое обеспечивает
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
- становление эстетического отношения к окружающему миру
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
Одним из уникальных и интересных для дошкольников видом изобразительного искусства является скульптура, ознакомление с которой способствует развитию детского изобразительного творчества.
Скульптура – это особый вид изобразительного искусства, в котором с помощью особых средств выражено представление об окружающем, духовный мир человека, отражены эстетические вкусы и идеалы. Специфика этого вида изобразительного искусства выражается в содержании, в выборе материала и выразительных средств.
Отличительной особенностью скульптуры является ее объемность и трехмерность. К основным видам скульптуры традиционно относят круглую скульптуру и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой. В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, то это рельеф.
Рельеф может быть представлен двумя разновидностями: барельефом и горельефом. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем на половину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность – углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.
По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.
Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий.
Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два – три раза, то станковая культура по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).
Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.
Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.
Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, метала) или пластичных (терракоты, стекла и т.д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа, передать мысль и идею.
В работах Т.А. Котляковой и Э.Ф. Абдрахимовой указано, что при помощи приобщения дошкольников к скульптуре можно познакомить дошкольников с изображением человека, его пропорцией, личностной характеристикой, спецификой жизни; а также показать дошкольникам красоту родного края через ознакомление со скульптурой, украшающей родной город.
Авторами отмечено, основными задачами ознакомления дошкольников со скульптурой являются следующие:
- приобщение детей к различными формам и видам скульптуры через ознакомление с творчеством скульпторов родного края
- развитие навыков продуктивной деятельности дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой
- развитие детского художественного творчества.
Отбор видов и форм скульптуры должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детского восприятия, что выражается в оценке доступности скульптуры по ее формам, детализации, реалистичности изображения. Так, для младших дошкольников более доступны малые формы скульптуры, представленные произведениями народных умельцев. При этом особое внимание необходимо уделять выразительным сторонам каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фактуры, мелких деталей, динамику.
В старшем дошкольном возрасте формируют
- представления о жанрах скульптуры; расширяют представления о скульптуре малых форм, знакомят с монументальной, станковой, декоративной скульптурой (в зависимости от местных условий), ее функциями, спецификой
- расширяют сведения о средствах художественной выразительности.
Таким образом, ознакомление со скульптурой способствует не только накоплению представлений об изобразительном искусстве, но и развивает восприятие, мышление, эстетические вкусы, а также способствует формированию желания творить, создавать, пробовать свои силы в передаче эмоций и чувств через скульптурные формы в лепке или рисунке скульптурных изображений.
|