Автор: Федотова Татьяна Геннадьевна.
Художественная литература дает возможность ребенку открыть и понять жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает его эмоциональный опыт, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Образная речь является составной частью культуры речи, а культура речи, есть важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавть свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно. По мнению О.С. Ушаковой, речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитан интерес к языковому богатству, развит поэтический слух, сформировано умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.
Общепринято, что высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность, выразительность.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. Точность речи это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества. Эти виды искусства сопровождают человека с первых лет жизни.
О.С. Ушакова выделяет основную задачу воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме, чтобы в результате целенаправленного воздействия формировалось эстетическое восприятие, а на этой основе – развивалась образная речь и детское словесное творчество.
Развитие образной речи О.С. Ушакова видит необходимым рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Дошкольник первоначально узнает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, образную сущность художественной речи, переносное значение пословиц, загадок, фразеологизмов. Поэтому при работе с художественными произведениями, произведениями устного народного творчества воспитатель должн связывать решение речевых задач с развитием образности речи.
Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и целом высказывании.
Фонетическая сторона речи, от нее во многом зависит интонационное оформление высказывания. На связность изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса, дикция, темп.
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Таким образом, в дошкольном детстве закладываются основы развития образной речи, посредством ознакомления детей с художественной литературой.
|