Из пластики можно делать и самоходные модели, оснащенные микроэлектродвигателями с питанием от батареек.
Наиболее доступна в этом плане модель танкера (рис. 1). Прежде всего понадобится прямоугольная деревянная болванка 1 размерами 40 x 70 x 70 мм. По ней определяют и размеры корпуса модели, который имеет простейшие прямоугольные обводы. Заготовку обертывают с трех сторон слоем пластики толщиной 3 мм и прилепляют к ней носовую и кормовую оконечности. Получившийся корпус 2 на болванке перевертывают и на гладком металлическом листе подвергают тепловой обработке в духовке. Из отвержденного корпуса заготовку извлекают (это легко сделать) и к готовому корпусу 4 приклеивают детали 3 и 6, увеличивающие высоту корпуса в районе носа и кормы. Руль 7 — из гвоздя, обернутого полоской плотной бумаги, пропитанной нитрокраской. Лопасть руля можно вырезать из жести, а затем припаять к гвоздю.
Изготовление самоходной модели танкера:
1 — болванка; 2 — корпус на болванке; 3, 6 — носовая и кормовая накладки; 4 — готовый корпус; 5 — положение корпуса при отверждении; 7 — руль; 8 — «лодочный мотор»; 9 — выключатель; 10 — батарейка питания; 11 — труба; 12 — палуба; 13 — крановая стрела; 14 — надстройка; 15 — спасательная шлюпка; 16 — трап; 17—мостик; 18—стойки мостика; 19 — собранная модель
В качестве привода такой модели подойдет имеющийся в продаже так называемый лодочный мотор 8 в одном блоке с дейдвудной трубкой, винтом и электропитанием от одной-двух плоских или нескольких круглых батареек. После установки «лодочного мотора» (для этого в корпусе следует проделать отверстие) поверх корпуса нужно наклеить палубу 12 из тонкого картона, в которой предусмотреть отверстие для смены батареек. Закрыть его съемной надстройкой 14, выполняющей роль крышки.
Из картона и бумаги конструируют и остальные детали палубных надстроек: трубу 11, трап 16 и мостик 17. Стойки мостиков 18 — из спичек, а мачты и крановая стрела 13 — из бумажных трубочек или полистироловых вязальных спиц. Спасательная шлюпка 15 (их две) — из пластики. Чтобы судно было устойчивым, вес палубных надстроек должен быть как можно меньше.
Готовую модель 19 окрашивают кисточкой или аэрографом одним из приведенных в предыдущем разделе способов: подводную часть корпуса — в красный или зеленый цвет, надводную— в черный, палубу—в коричневый или темно-красный, надстройки — в белый. Прямоугольные иллюминаторы можно не выделять краской, а вырезать из черной бумаги. Спасательные шлюпки на танкерах обычно оранжевого цвета. В удобном месте на корме следует закрепить выключатель 9 «лодочного мотора», соединив его проводами с двигателями и батарейкой.
Даже при одном микроэлектродвигателе модель может иметь два винта, вращающихся в разные стороны. Обычно такая установка требует редуктора-распределителя, но, обратившись к схеме привода (рис. 2, а), вы поймете, что шестеренки для него не понадобятся — достаточно насадить гибкие валы (пружины) непосредственно на выступающие концы гребного вала двигателя. Дейдвуды делают из тонких металлических трубочек, наполненных вазелином или тавотом, а гребные валы — из металлических вязальных спиц.
Варианты электропривода самоходных моделей:
а — двухвинтовой вариант с одним двигателем; б — двухвинтовой вариант с двумя синхронизированными двигателями; в — изготовление дейдвуда из полоски жести
Если есть возможность поставить на модель два двигателя, то скорость их вращения можно синхронизировать при помощи пружинки (рис. 2, б). Теперь оба моторчика станут работать «оборот в оборот», и влияние гребных винтов никогда не собьет модель-копию с заданного пути.
Конечно, танкеру из пластики далеко до настоящих и сложных самоходных моделей-копий, однако для начинающих он вполне может стать первой ступенькой в большой судомодельный спорт.
Автор: В.О.Шпаковский
http://hobby-live.ru/