Методическая разработка: Казакевич Татьяна Михайловна — воспитатель I кв. категории МБДОУ №25 «Зайчик» г. Усть-Илимск Иркутской области
Цель:
- Формировать знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважение к труду народных мастеров.
- Создать в группе предметно развивающую среду, способствующую формированию желания заниматься декоративно-прикладным искусством, чувства гордости за свой родной город.
- Объединить деятельность педагогов, детей и родителей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством мастеров города Усть-Илимска, художественными традициями в изготовлении игрушек, предметов быта. Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, об изобразительных возможностях разных материалов (дерево, береста, бумага, глина, ткань). Познакомить детей с приёмами лепки из глины, росписи по ткани, дереву, глине, новыми изобразительными инструментами.
- Развивать творчество, фантазию, совершенствовать изобразительные навыки детей, обогащать их словарный запас. Формировать навыки проектной деятельности.
- Воспитывать чувство гордости за родной город, богатый народными умельцами, желание сохранить и продолжить традиции народных мастеров города. Способствовать приобщению семей воспитанников к народной культуре, совместному творчеству детей и родителей.
Направления:
- Социально- коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Оформление: оборудованные работами детей и родителей мини-музеи, вывеска «Школа ремёсел»
Оборудование: гуашь, кисти, деревянные доски для росписи, лепки, салфетки, глина, стеки, палитры, фартуки, гелевые ручки, тонированная бумага, вода, формочки для лепки, разрезные картинки, массажные мячики, аудиозаписи народной музыки.
Этапы мероприятия:
1. Экскурсия по мини-музеям (экскурсоводы-дети)
- «Музей глиняных игрушек»
- «Волшебная кисточка»
- «Умелые руки не знают скуки»
2. Подвижная игра (с жеребьёвкой для деления на подгруппы) …
3. Подготовка детей для работы в мастер классах: пальчиковая игра с массажными мячиками, упражнения для глаз.
4. Работа детей в мастер-классах (по подгруппам).
5. Взаимопросмотр готовых работ.
6. Вручение свидетельств «Начинающий мастер».
Ход мероприятия:
Воспитатель:
-Сегодня, ребята, мы с вами побываем в волшебном месте. Как называется это место, мы узнаем, прочитав вывеску. «Школа ремесел»
- Что это за школа такая? (ответы детей)
- Вы всё сказали правильно, это действительно школа, где учат разным видам мастерства.
Недавно мы побывали с вами в большой школе ремёсел. А сегодня такая же, но пока совсем ещё маленькая мастерская открывается в нашем детском саду. Милости просим…
(Дети проходят в группу, где оформлены мини — музеи. Детей встречают экскурсоводы.)
1. Экскурсовод.
- Здравствуйте, меня зовут Аня. Я хозяйка музея глиняных игрушек.
(Читает стихотворение, переделанное со стихотворения Т. Турусовой)
Диво — дивное игрушки
Свистульки, мышки и коты
Кто такое сделал чудо?
Ты поди-ка поищи.
Далеко ходить не будем,
Знаем точно мы о том,
Что такое делать чудо
Могут в городе одном.
Не сидит мастер без дела
Лепит он игрушки смело.
А на них такой узор
Оторвать не в силах взор.
Всем игрушки нравятся
Вот такими мастерами
Усть-Илимск наш славится.
Рассказ экскурсовода:
- История появления глиняной игрушки
- Какие бывают игрушки
- О росписи игрушек
2. Экскурсовод.
Здравствуйте, меня зовут Вика. Я хозяйка музея «Волшебная кисточка». В этом музее представлены необычные работы ребят…
3. Экскурсовод.
Здравствуйте, меня зовут Вадим. Я хозяин музея «Умелые руки не знают скуки».
Представляю вашему вниманию… (название поделки, материал, техника исполнения, автор)
Воспитатель:
-Скажем спасибо нашим экскурсоводам за интересную экскурсию.
Делу время, а потехе час. Настало время для игры.
М/подвижная игра «Найди друзей и соберите картинку»
Правила игры: Дети отвечают на вопросы воспитателя, за правильный ответ получают часть картинки. По окончании беседы детям даётся задание найти друзей по части одной и той же картинки и постараться вместе, дружно, как можно быстрее собрать свою картинку. Получается три картинки и три группы детей.
Вопросы-загадки:
- Как называется изображение художником природы? (пейзаж)
- Как называется изображение посуды, фруктов, предметов, красиво
расположенных на столе. (натюрморт)
3. Сине-белая роспись. (гжель)
4. Какой природный материал используется для лепки? (глина)
5. Инструмент художника. (кисть)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь, — красота! (цветные карандаши)
Она лепить нам помогает,
Все ненужное срезает.
Пластилин и глину тоже
Выровнять она поможет.
Ножичка удобней нет,
В лепке нужен, дети,.. (стека)
Создаю я новый цвет,
На дощечку я похожа.
Краску, что в коробке нет,
Сделать сам художник может.
Он смешает краски хитро
С помощью меня —... (палитры)
Пластик, глину, пластилин
Мы в поделки превратим.
Когда мы форму придаем,
То как процесс тот назовем?
Название то метко —
Процесс зовется... (лепка)
Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит... (акварель)
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть... (пластилин)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. (карандаш)
Воспитатель предлагает детям по изображению на картинке определить, чем их группа будет заниматься в мастер — классах.
Прежде чем пройти на свои рабочие места необходимо подготовится.
Упражнения для глаз:
(упражнения по тексту)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Пальчиковая игра с массажными мячиками-ёжиками.
(Движения по тексту)
Я мячом круги катаю
Взад, вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
(меняем руки)
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
(перебрасывание)
Работа в мастер-классах. (Под музыкальное сопровождение)
- Лепка из глины игрушки «Черепашка» (Под руководством воспитателя)
Загадка
Носит домик роговой,
Прячет хвостик с головой,
Панцирь — щит её от страха,
А трусиха —... (черепаха).
Вспоминаем основные приёмы лепки
- Роспись по дереву «Птицы дивные» (Под руководством второго воспитателя)
Ну, что за диво! Чудо птица!
И надо так-то нарядиться:
Лазурь и зелень, и багрец –
Вот это мастер! Вот мудрец
Какой-то птицу так раскрасил, –
Не пожалел тончайших масел.
Сверкает перьями она –
Зарёю будто рождена.
- Графический рисунок на пастельной бумаге. (Под руководством преподавателя по графике школы искусств) Сотрудничество с социумом.
В процессе работы проводится динамическая пауза:
Тик-так, тик-так (наклоны головы)
Часики ходили (руки поочерёдно сгибаем в локтях),
Тик-так, тик-так (наклоны головы)
Стрелки не шалили (скрестные движения руками перед грудью).
Динь-динь, динь-динь
Часики звонили (наклоны туловища),
Бом-бом, бом-бом (топают)
В школу пригласили. (садимся)
По окончании работы проходит взаимопросмотр работ и вручение свидетельств «Начинающий мастер»
Модель
образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема «Усть-Илимск – город мастеров» (II часть)
Цель:
- Формировать знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважение к труду народных мастеров.
- Создать в группе предметно развивающую среду, способствующую формированию желания заниматься декоративно-прикладным искусством, чувства гордости за свой родной город.
- Объединить деятельность педагогов, детей и родителей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством мастеров города Усть-Илимска, художественными традициями в изготовлении игрушек.
- Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, об изобразительных возможностях разных материалов (гипс, глина, ткань). Познакомить детей с приёмами лепки из глины, росписи по гипсу, изготовления простейшей куклы из ткани, новыми изобразительными инструментами.
- Развивать творчество, фантазию, совершенствовать изобразительные навыки детей, обогащать их словарный запас. Формировать навыки проектной деятельности.
- Воспитывать чувство гордости за родной город, богатый народными умельцами, желание сохранить и продолжить традиции народных мастеров города. Способствовать приобщению семей воспитанников к народной культуре, совместному творчеству детей и родителей.
Направления:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Ход мероприятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
Ребёнок читает стихотворение:
Славилась Россия чудо — мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель:
- В каких музеях мы уже побывали?
( «Волшебная кисточка», «Умелые руки», «Глиняной игрушки»)
- Наши музеи пополнились новыми экспонатами. Давайте вспомним, как создавались наши маленькие музеи.
(Ответы детей)
- Сегодня нам предстоит побывать в музее с названием (предлагаю прочитать)
«Забавушка»
- Как понимаете слово «Забавушка»?
- Что является главной забавой для детей? (игра)
- Без чего не обходится ни одна детская игра? (игрушки)
- Попасть в музей «Забавушка» можно только по пригласительным билетам, которые нам любезно предоставили организаторы музея.
(Предлагаю детям выбрать свой пригласительный билет, где картинка с изображением вида деятельности его в мастер-классе).
Дети проходят в музей, где их встречают экскурсоводы (девочка и мальчик)
Экскурсовод:
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
В Усть-Илимске — городке
Все гуляют налегке.
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там есть лекарство от тоски:
Ведь народ и стар и млад
Всё игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие игрушек и материалов, из которых они выполнены.
Экскурсоводы берут в руки по одной игрушке и кратко рассказывают о них: название, материал изготовления, применение.
Воспитатель:
- Скажем спасибо экскурсоводам за интересную экскурсию.
- Делу время, а потехе час. Настало время для игры. Посмотрите, ребята, какая интересная игрушка: руки болтаются, ноги шатаются, она так и называется Шалтай-Болтай. Хотите с ним поиграть?
М/подвижная игра «Шалтай-болтай»
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям превратиться в тряпичную куклу.
Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый, поворачивают корпус вправо-влево (руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).
Воспитатель:
Шалтай-болтай
Сидел на стене.
Шалтай-болтай.
Свалился во сне.
Дети расслабленно опускают туловище, сгибаясь пополам.
Воспитатель:
- Сейчас мы все дружно превращались в игрушку — тряпичную куклу.
Но это ещё не все превращения на сегодня. Мы будем превращать кусочки глины, ткани, гипса в чудесные игрушки.
Вас ждут в мастерских:
- Кукольница – Ольга Николаевна
- Глиняной игрушки – Татьяна Михайловна
- Роспись гипсовой игрушки – Виктория Анатольевна
- Кто в какую мастерскую пойдёт вам подскажут пригласительные билеты.
А сейчас подготовим наши руки:
Пальчиковая игра:
(Движения по тексту)
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Работа в мастер-классах. (Под музыкальное сопровождение: Д. Калинин, балалайка)
- Лепка из глины игрушки «Ёжик». (Под руководством воспитателя)
Загадка
Вот иголки и булавки, выползают из- под лавки, на меня они глядят, молока они хотят.
- Роспись гипсовой игрушки по мотивам гжельской росписи. (Под руководством второго воспитателя)
- Изготовление тряпичной куклы. (Под руководством преподавателя школы искусств города Усть-Илимска, социальное сотрудничество)
Динамическая пауза в процессе работы в мастерских:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
Играть зовёт Шалтай-Болтай,
За ним движения повторяй.
Дети повторяют движения за Шалтаем-Болтаем.
По окончании работы проходит взаимопросмотр работ и вручение сертификатов.
|