Аркадьева Ирина Валерьевна. Модель образовательного процесса ДОО с учетом введения ФГОС

Модель образовательного процесса ДОО с учетом введения ФГОС

Автор:

  • Аркадьева Ирина Валерьевна, Старший воспитатель МБДОУ Д/С № 52 «Белочка», г.Якутск

Аннотация. В статье представлена модель образовательного процесса ДОО с учетом введения ФГОС. В работе описываются этапы разработки модели образовательного процесса, содержание работы педагогического коллектива ДОУ по созданию данной модели, ожидаемые результаты ее внедрения. Данная модель может быть использована педагогами как основа для проектирования собственных разработок построения модели образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС. Модель выстроена по методике «Строим дом своей мечты», где в модели имеются следующие компоненты: фундамент — то, на чем покоится дом; основная часть дома; стены – то, чем отделен дом от окружающего пространства и крыша – то, что венчает дом.

 

Скачать конспект

Статья адресована педагогическим работникам дошкольного образования, студентам педагогических специальностей.

Ключевые слова. Модель, образовательный процесс, ФГОС, основная образовательная программа ДО, виды детской деятельности

Дошкольное образование России, подгоняемое ветром больших перемен, снова находится в пути. И конечно, это связано с новой нормативно – правовой базой: Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятие ФГОС ДО, обновленные СанПиНы 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и многие другие регламентирующие документы.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в каждой дошкольной образовательной организации создается своя основная общеобразовательная программа, в которой подробно прописана модель образовательного процесса.

Модель образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна осуществляться через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Что представляет собой модель образовательного процесса? В педагогической науке понятие Модель определяется как единство крупных систем, между которыми возникает взаимодействие, и создаются условия для стимулирования познавательной активности. А образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Образовательный процесс выполняет ряд функций — развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

Хочется отметить, что в образовательном процессе функционирует и развивается образовательная система.

Основаниями для разработки модели образовательного процесса ДОО являются:

региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;

образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.

приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;

условия, созданные в организации для реализации Программы, (кадровые, научно — методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)

В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных модели построения образовательного процесса: учебный; предметно — средовой; комплексно — тематический.

В практике эти модели отдельно не встречаются. Они сочетаются с одним или двумя другими моделями построения образовательного процесса.

Учебная модель. Главное в ней — обучение. Специально организованные занятия — основная форма процесса обучения. Деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью взрослого и ребёнка, так как главной составляющей занятия является воздействие, а главной составляющей деятельности -взаимодействие, сотрудничество педагога и ребёнка.

Предметно — средовая модель. Главной составляющей этой модели является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребёнка; соответственно, взрослому отводится второстепенная роль. Взрослый в этой модели — лишь организатор, его функция — подбор развивающего материала.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами, в том числе и ФГОС, одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью взрослого и детей) является самостоятельная деятельность. Самостоятельная деятельность — это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам.

Без современной предметно — развивающей среды как высшей точки развития предметно — средовой модели не возможна полноценная организация образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель. Задача этой модели — сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью.

Комплексно — тематическая модель почти столетие до утверждения ФГОС жила, видоизменялась, приобретая новые формы.

Таким образом, «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» — это одно из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В нашей дошкольной образовательной организации разработана своя модель образовательного процесса.

Наша Модель представляет собой Дом – Дом детства. Как и в доме, в модели имеются следующие компоненты:

Фундамент — то, на чем покоится дом.

Основная часть дома

Стены – то, чем отделен дом от окружающего пространства

Крыша – то, что венчает дом.

У каждого ребенка должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Таким домом служит наша Модель образовательного процесса ДОО.

Мы, педагогический коллектив ДОО, как единая «строительная команда» построили наш дом — Дом детства только из особого «строительного материала» с уникальными свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, дружбы и любви, смеха и юмора.

Модель образовательного процесса «Дом детства»

Цель модели: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Первый кирпич, который мы заложили в фундамент нашего дома это — «Основная Образовательная программа ДО».

Основная образовательная программа ДОО (ООП ДО) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3-е изд., испр. и доп- М.; Мозаика-Синтез, 2014. -368 с. и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной программы «От рождения до школы», позволяющих выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: парциальной программой О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Юный эколог» Николаевой С.Н.

Цель Программы — психолого-педагогическая поддержка для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Цель Программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирования, изобразительной, музыкальной и двигательной.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка, обеспечение необходимой коррекции развития;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что способствует общительности, любознательности, инициативности, самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;
  • развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и индивидуальных особенностей;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.

Программа ориентирована на воспитание и обучение детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. В образовательном учреждении функционирует 7 общеразвивающих групп.

При разработке Программы учитывались:

  • личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
  • необходимость практической направленности образовательного процесса;
  • интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

Образовательная Программа ориентирована на учет:

  • интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанни-ков, их законных представителей);
  • сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
  • Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Второй кирпич, который мы заложили в строительство модели, это кирпич «Создание условий» — условия, созданные в организации для реализации Программы (кадровые, научно — методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)

Требования к кадровым условиям реализации программы включают:

  1. укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками; квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.,
  2. уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников ДОО;
  3. непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОО, которое обеспечивается освоением дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) в объеме не менее 144 часов, не реже 1 раза в 3 года.

Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога: умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек». Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». Педагог должен создать условия для свободной детской игры. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого- педагогическим условиям, которые являются одними из важнейших условий.

Психолого-педагогические условия подразумевают: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой;полифункциональной;вариативной;доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

Среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

Необходимость создания такой среды приводит нас к материально — техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования.

Согласно ФГОС организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе и технические, соответствующие материалы (в том числе и расходные) игровое, спортивное оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.

Стены нашего Дома Детства – это «различные виды детской деятельности». Здесь особую роль уделяем игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном детстве.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области).

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Следующий кирпич нашего дома – модели, это «Направления развития»: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

При строительстве нашей модели не обойтись без этажа «Образовательная деятельность».

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная), их интереса к данному занятию; сложности материала. Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Какой же дом без крыши. Так же и наш Дом Детства. Крыша в нашей модели обеспечивает благополучие, уверенность в завтрашнем дне всем тем, кто в этом доме проводит немало времени. На крыше располагается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат оценке. Они представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников.

Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.

Мы создали дом, который символизирует нашу Модель образовательного процесса в ДОО. Реализация разработанной Модели будет способствовать приближению работы детского сада в соответствии требований ФГОС ДО.

Ожидаемые результаты: повышение качества образовательной работы ДОО, совершенствование модели в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОО.

Литература

  1. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с
  2. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.
  3. Максютова Г. Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 463-465.
  4. Солнцева О.В. Технология проектирования основной образовательной

программы дошкольного образования. // Старший воспитатель №3,

2012, с.6

5. Хабарова Т.В., Штекляйн С.Н. Объём и содержание образовательной

деятельности детей и педагогов по освоению ООП ДО. // Старший

воспитатель № 4, 2012, с.6

Просмотров: 835
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. Модель образовательного процесса в первой младшей группе детского сада в соответствии с ФГОС
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Сумина Людмила Михайловна. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного образовательного учреждения «Детский дом Радуга»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект выступления на педсовете 'Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования 'От рождения до школы в соответствии с ФГОС' (пилотный вариант)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») Взаимодействие участников образовательного процесса ДОО
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Насурова Н. В.. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Василенко Светлана Борисовна. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Булатова Сююмбике Бейтулаевна. Чем Закон об образовании своевременен и полезен для организации деятельности воспитателя ДОО в условиях реализации ФГОС ДОО
  • Балыбердина Анна Владимировна. Модель организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Пиманова Людмила Александровна. Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации ФГОС
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Андреенко Татьяна Александровна. ДОРОЖНАЯ КАРТА по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь