Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Самарской области «САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Разработка адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Скачать программу
на тему: «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
время обучения с 13. 11 по 17. 11 2017г.
Выполнили: Гойдина Светлана Николаевна, Воспитатель, МБУ №197 «Радуга» г.о. Тольятти. Тольятти, 2017
а) Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Ребёнок с заявления родителей и на основании заключения ПМПК зачисляется в
соответствующую возрастную группу компенсирующей направленности. Затем
проводится комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика уровня общего психологического и речевого развития ребёнка. По итогам обследования заведующим ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум (на основании Положения о ПМПК ДОУ), на котором все специалисты ДОУ сообщают о результатах мониторинга, определяют перечень индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятий с данным ребёнком. Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ОАОП ДО.
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком в группе компенсирующей направленности. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития ребёнка проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
Психолого-медико-педагогический консилиум обязательно проводится также и в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.
Обучение ребёнка с ОВЗ осуществляется по программам:
- Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищева
- Основная адаптированная образовательная программа ДО.
В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на специальную группу утверждается одна ставка учителя-логопеда и две ставки воспитателя. Также в детском саду работают музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог и медицинский работник. Режим дня и расписание занятий всех специалистов строится с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей ребёнка, а также с учётом коррекционно-развивающих задач. В качестве ассистента, оказывающего ребёнку необходимую помощь, выступает помощник воспитателя.
В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребёнка с ОВЗ. Все педагоги следят за речью ребёнка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты ДО под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевых и психологических нарушений. Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса осуществляется по направлениям.
С воспитателями:
- Совместное изучение коррекционной и общеобразовательной программ;
- Обсуждение результатов диагностики уровня общего и речевого развития ребёнка;
- Составление календарно-тематического плана работы на год;
- Обсуждение индивидуального плана коррекционных мероприятий
- Ведение тетради «Взаимосвязь с воспитателями»; индивидуальной тетради коррекционной работы на ребёнка;
- Совместное планирование работы с родителями;
- Взаимопосещение занятий;
- Консультирование воспитателей по темам:
- особенности речевой и психофизиологической патологии детей с ТНР
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- развитие речи детей на занятиях воспитателя
- развитие речевой деятельности в ходе режимных моментов.
С педагогом-психологом:
- Совместное изучение документации детей с ОНР;
- Обсуждение результатов диагностики;
- Корректировка индивидуальных программ работы с детьми;
- Взаимопосещение занятий;
- Консультирование психолога по темам:
- особенности речевой патологии детей с ТНР
- развитие связной речи и речевого общения детей на занятиях с психологом.
С музыкальным руководителем:
- Обсуждение результатов диагностики ребёнка;
- Подготовка и совместное проведение занятий по логоритмике, праздников, развлечений с включением ребёнка в досуговые мероприятия;
- Включение в содержание занятий музыкального руководителя коррекционную работу по развитию просодической стороны речи, голосоведения и чувства ритма у ребёнка с ОВЗ;
- Консультирование музыкального руководителя по темам:
- особенности речевой и психофизиологической патологии детей с ТНР
- развитие речевого общения детей на занятиях по музыкальному воспитанию
- требования к отбору музыкального репертуара для детей с ОВЗ.
С инструктором по физическому воспитанию:
- Обсуждение результатов диагностики детей.
- Подготовка и совместное проведение спортивных досугов, праздников, развлечений с включением ребёнка в досуговые мероприятия;
- Включение в содержание занятий инструктора по физическому воспитанию коррекционную работу по развитию речевого дыхания и формированию направленной воздушной струи.
- Консультирование инструктора по физическому воспитанию по темам:
- особенности речевой и психофизиологической патологии детей с ТНР
- развитие речевого общения детей на занятиях по физическому воспитанию
Специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
Специальными условиями для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи можно считать создание безбарьерной среды жизнедеятельности, игровой и учебной деятельности; специальных условий для воспитания детей с ТНР и развития у них творческих способностей; использование специальных образовательных методов, технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных учреждений; специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных);
соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с логопедом (не реже 2х раз в неделю) и психологом (не менее 2х раз в неделю);
при необходимости привлечение других специалистов, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями психолого- педагогического и медико-социального сопровождения;
обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь для обучающихся с тяжелыми формами речевой патологии, нуждающимися в таковой.
Специальными содержательными условиями можно считать насыщенность и целесообразную наполненность процесса оказания помощи детям с тяжелыми нарушениями речи конкретным содержанием, соотносящимся, с одной стороны, с образовательными требованиями ФГОС ДО, а, с другой – с основными образовательными и коррекционными программами, разработанными для данной конкретной категории детей. При этом предполагается взаимопроникновение содержательного аспекта этих программ, их взаимопересекаемость по основным и дополнительным разделам. В этом случае можно говорить и о внедрении инклюзивных технологий в общий ход воспитания и обучения детей с ТНР в образовательном учреждении. Содержательные условия обеспечивают полноценную реализацию направлений работы по преодолению недостатков речеязыкового развития.
|