Воспитатель: высшей категории Елецкая Наталия Анатольевна
Введение.
Проблема: основание для разработки проекта: (опрос законных представителей и анкетирование)
- нет освоения элементарных знаний по ОБЖ в домашних условиях.
- недостаточное внимание родителей и детей к проблемам безопасности в быту дома.
- поверхностные знания родителей о возрастных возможностях ребенка данного возраста.
- раннее стремление детей к самостоятельности.
Взаимоотношения педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, которые посещают детский сад, является одной из самых актуальных, тем более, если она касается безопасности детей.
Скачать конспект
В законе «Об образовании» определено, что именно родители являются первыми педагогами своих детей. Семья и детский сад – два важных органа социализации детей, чьи воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка, его безопасности в социуме, взаимодействие обеих сторон – необходимо. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования наш детский сад стремиться к открытой системе социально – педагогического сотрудничества с семьями воспитанников. Педагоги детского сада разработали модель взаимодействия с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта «Безопасное детство».
Тип проекта – практико – ориентированный, творческий.
Долгосрочный.
Участники проекта – дети (возраст от 4 до 7 лет), воспитатели всех возрастных групп, музыкальный руководитель, логопед, законные представители воспитанников.
Цель:
- создать единое пространство развитие ребенка в семье и ДОУ;
- сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса;
- создание условий для повышения образовательного уровня по вопросам безопасности (обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье).
Задачи:
- Обеспечить систематизацию и закрепить знания дошкольников о безопасном поведении в быту, социуме, природе и о возможности переноса педагогических знаний в условиях семьи.
- Использовать разнообразные методы и приемы для повышения родительской компетенции в вопросах формирования основ безопасности детей дошкольного возраста.
- Содействовать установлению между педагогами и родителями доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество, соблюдая: взаимное доверие, такт, чуткость, отзывчивость и принимая во внимание возраст родителей.
- Создать условия для обогащения детско – родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
Формы работы с семьями воспитанников.
Цель: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединиться в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах безопасности, об особенностях и ответственности за детей.
- «День открытых дверей» Родители получают возможность увидеть своего ребенка в условиях сада, что, несомненно, способствует пересмотру родителям своих методов воспитания.
- «День выходного дня» Родители совместно с детьми в выходной день выходят на мероприятие, организованное сотрудниками детского сада. Возвращаются с обогащенными, новыми впечатлениями, и это ещё позволяет незамедлительно получать ответы от специалистов на интересующие их вопросы.
- Проектная деятельность
- Литература для родителей Методическая и художественная литература, журналы по теме «Безопасности» (активно используется молодыми родителями) размещается на полках и стендах.
- Информационные и тематические стенды
Такое сочетание форм работы способствует повышению компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности работы по формированию у дошкольников основ безопасности поведения.
Разделы проекта «Безопасное детство:
- Ребенок дома.
- Ребенок и другие люди.
- Здоровье ребенка.
- Эмоциональное благополучие ребенка.
- Ребенок на улицах города.
- Ребенок дома.
Реализация каждой определенной темы проходит поэтапно:
I. Уточнение и систематизация знания дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через беседы и дидактические игры. Особая роль отводиться игровому персонажу (Шапокляк), которая рассказывает истории, происходившие с ней (из-за нарушения правил безопасности) и “открывает” вместе с детьми правила безопасности.
II. Усвоение умений ОБЖ через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирование возможных угрожающих ситуаций обращения с ними (ситуационно-игровое моделирование). На данном этапе широко используются тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случаи необходимости, и закреплении у дошкольников своего домашнего адреса.
Решение всех поставленных задач педагогами выполняется лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников в ДОУ создана предметно – развивающая среда:
I. Мини-музей пожарной безопасности “С огнем играть опасно-это всем должно быть ясно! “
II. Автогородок.
III. Игротека, которая содержит дидактические игры и настольно-печатные игры.
IV. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы и иллюстрации.
V. После каждой пройденной темы детям предоставляется презентация, совместно с воспитателем выпускаются стенгазеты и разные виды детской, продуктивной деятельности.
VI. Совместно с воспитателем в конце данного проекта (май) будет выполнена детьми “памятка для родителей“.
Об эффективности использования вышеперечисленных форм связи с семьями воспитанников свидетельствует следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;
- стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями;
- родители размышляют о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышается активность родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов;
- выросла посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению;
- родители стремятся анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
Список использованной литературы:
- 1.Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2007г, -48с
- 2.Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей дошкольного возраста», Воронеж: ТЦ-Учитель, 2001г, -107с
- 3. Михайлова З. А. «План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду», СПБ.: Детство-Пресс, 2010г
- 4. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», М.: Просвещение, 2000г, -224с
- 5. Петрова Т. А., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи в средней группе», М.: Школьная пресса, 2010г, -128с
- 6. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой», М.: Сфера, 2011г — 288 с.
|