Мастер – класс по лепке из солёного теста с детьми и родителями в средней группе № 2 Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Новоторъяльский детский сад № 2 «Теремок» Репина В.В. Тема: «От зёрнышка до каравая» в рамках проекта «Его величество хлеб». Дата: 06.04.2012. Цели: 1. Образовательная – ознакомление с различными технологиями в лепке из солёного теста. 2. Развивающая – развитие познавательных интересов в создании новых форм. 3. Воспитательная – воспитывать интерес к изучению и познанию окружающего мира через вылепленные образы.
Задачи: Формировать навыки скатывания и раскатывания солёного теста. Обучать способу лепки объёмной фигуры с помощью каркаса (пластиковой баночки). Развивать интерес к экспериментированию с формой. Показать возможность создания каравая путём дополнения готовой формы лепным способом. Развивать творчество, инициативу и самостоятельность при выборе способов оформления изделий (украшение каравая косами, переплётами, сетками, жгутами, налепами и дополнительными художественными материалами). Воспитание бережного обращения с хлебом и уважительного отношения к людям, которые его растят и выпекают. Развивать мелкую моторику и синхронизацию обеих рук. Формировать у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности. Предварительная работа. Рассматривание картин А. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба», картинок и иллюстраций «Зерновые культуры». Исследовательские опыты с хлебными злаками, мукой, тестом. Посев зёрен пшеницы в землю, с последующим наблюдением за всходами. Показ презентации «Откуда берётся хлеб?». Показ слайд – шоу на тему: «Что можно сделать из муки». Работа в кружке «Весёлое тесто» - изготовление различных хлебобулочных изделий для игры «Магазин». Сбор необходимых художественных материалов и инструментов. Приготовление и окраска солёного теста. Консультация для родителей: «Рецепты приготовления солёного теста, его окрашивание, сушка, хранение». Организация конкурса поделок из солёного теста «Красота своими руками». Знакомство с трудом взрослых в рамках познавательных занятий «Путешествие в мир ремёсел». Обогащение представлений детей о труде людей, кто выращивает и выпекает хлеб. Организация экскурсий: - на хлебное поле (в разное время года); - на хлебокомбинат. Методы и приёмы: Словарная работа – применение устного народного творчества. Пальчиковая игра «Мельница». Физкультминутка «Замесим тесто». Д/игра «Назови правильно». Использование наглядностей: хлебный колос, зёрна пшеницы, мука, тесто. Использование ИКТ (компьютера). Показ презентации мастер – класс «Каравай» (технология изготовления). Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
Работа с солёным тестом.
Уточнение этапов работы.
Самостоятельный выбор оформления работ дополнительными художественными материалами (художественный дизайн).
Литература:
И. В. Гусева «Игрушки из солёного теста». Санкт – Петербург. 2011.
С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» (средняя группа). Москва. «Вако». 2010 .
Ход занятия:
Сегодня у нас очередное занятие мастер – класса по тестопластике.
Тема: «От зёрнышка до каравая».
Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадав её узнаете, что мы будем сегодня делать.
«Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку, и в тесто.
В магазине занял место» (Колос).
Говорить мы будем с вами о хлебе и отношении к нему.
Ребята, кто знает откуда берётся хлеб? (высказывания детей).
Да, у хлеба не лёгкий и долгий путь который он проходит от зёрнышка - до каравая.
На столе у воспитателя лежат: зёрна пшеницы, колосок, мука, тесто.
Дети с воспитателем вспоминают весь процесс произрастания хлебных злаков. Объясняя и показывая при этом, как получается из маленького зёрнышка много зёрен, затем они превращаются в муку, а из муки в тесто. И только после этого можно готовить тесто и выпекать хлеб.
Вспомнить с детьми, что нужно добавить в муку чтобы замесить тесто (дети рассказывают).
Итак, путь хлеба очень сложный и долгий процесс. И много людей старается чтобы приготовить для всех этот вкусный и полезный хлеб.
А сейчас поговорим о том, как нужно относится к хлебу и людям которые его выращивают и пекут (высказывания детей о бережном отношении к хлебу).
Сделать вывод: хлеб нужен каждому человеку на земле.
«Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете».
А сейчас давайте прочтём стихи, которые мы знаем о хлебе (чтение детьми стихотворений о хлебе).
Дети, сегодня мы вместе с мамами станем пекарями и приготовим красивый каравай из солёного теста.
Показ изготовления объёмной фигуры каравая из солёного теста с применением каркаса (пластиковой баночки). Использование ноутбука для показа презентации «Каравай» - технология изготовления (родители и дети смотрят порядок изготовления поделки).
А сейчас прежде, чем приступить к работе. Разогреем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Мельница».
За работу жернова,
Зёрна перетрём, сперва!
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!
Крепче трём зерну бока,
Получается мука! (трём ладонь о ладонь круговыми движениями, сначала в одну, затем в другую сторону).
После игры все приступают к работе: родители раскатывают тесто скалками и лепным способом облепляют каркас будущего каравая.
Дети с воспитателем раскатывают «колбаски» для жгутов и косичек, которые будут использованы для украшения каравая.
Во время работы звучит лёгкая музыка.
Словесная игра «Скажи правильно» (вопросы и ответы)
Как называется:
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Поле с рожью – ржаное.
Каша из овса – овсяная.
Хлеб из ржи – ржаной.
Каша из гречки – гречневая.
Поле с овсом – овсяное.
Каша из пшена – пшенная.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Проведение физкультминутки: «Замесим тесто».
«Ой, ладошки, ладушки,
Мы печём оладушки.
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на стол.
Тесто побежало,
Начинай сначала».
После того как каравай будет слеплен, нужно его оформить, применяя различные способы украшения (переплёты, жгуты, косы, сетку, налепы).
Затем используя современный художественный декор: бисер, блёстки, стразы, бусины, гель с блестками и т.п., украсить самостоятельно поделку. Развивая при этом выдумку, фантазию, творческие способности. Дети принимают участие вместе с родителями в украшении, используя колпачки от фломастеров, пуговицы с различными рисунками, макаронные изделия для печатания узоров.
После выполнения задания все рассматривают готовые караваи, любуются красотой и своей неповторимостью. Радуются успехам своим и товарищей.
В конце занятия директор хлебокомбината, вносит на рушнике, настоящий каравай, испечённый пекарями комбината для детей. За их бережное отношение к хлебу и уважение труда людей, которые его растят и выпекают.
|