Автор статьи: Новинская Ирина Викторовна – воспитатель, первая квалификационная категория; Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 113» г. Сыктывкара.
Взаимодействие с родителями сегодня рассматривается как обязательное условие единства требований детского сада и семьи. Одной из формы взаимодействия педагогов и родителей является их совместная деятельность и общение. На базе своей группы я открыла творческую мастерскую для родителей и детей по работе с солёным тестом, целью которой стало:
- обеспечение сотрудничества детского сада с семьей;
- обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Скачать конпсект
Работая с детьми второй младшей группы, одной из главных задач для меня было развитие мелкой моторики рук детей. Для этого я использовала различные дидактические игры, пособия, тренажёры. В ходе своей работы я стала замечать, что дети очень любят лепить, создавать что-то руками. Занятия лепкой более эффективно влияет на общее развитие детей. Тогда у меня возникла идея попробовать лепить с ними из солёного теста и привлечь к этой деятельности родителей.
Почему именно солёное тесто я взяла для работы? Да потому, что солёное тесто – это доступный для всех, дешевый, приятный на ощупь, а главное, экологический, не аллергенный материал. Его можно замесить в любое удобное время. Оно легко отрывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии приготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично. Детям очень нравится с этим материалом работать.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке интересы и способности к творчеству воплощаются даже при минимуме материалов. Из небольшого комочка пластичной массы можно создать бесконечное множество разных образов, каждый раз находить новые варианты и способы, менять замыслы, обыгрывать сюжеты. Так развиваются способности к художественному творчеству.
Родители занимались с детьми под моим руководством 2 раза в месяц, обучались навыкам лепки с солёным тестом, учились, как общаться с детьми в ходе работы. Дома закрепляли свои знания, изготовляя подарки родным и близким к праздникам или просто проводя интересное время с ребенком, развивая его мелкую моторику.
Свою работу с детьми и их родителями я проводила в два этапа.
1 этап «Знакомство»
- Родители и дети знакомятся с материалом и его свойствами, движимые естественным любопытством.
- Дети узнают, что солёное тесто похоже на жевательную резинку, глину, пластилин. Его легко изменять по-своему желанию, придав любую форму с помощью рук.
- Дети исследуют не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска, раскатать в пласт, прижать кусочки друг к другу с помощью воды, оставить след любым предметом).
- Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпе-чатки, сделанные разными предметами, стараются определить их источник (отпечатки от вилки, пуговицы, палочки из-под сока, и др.), а родители в этом им помогают.
- Дети при участии родителей учатся окрашивать кусок теста красками (гуашь), хорошо вымешивая.
На первом этапе важная роль отводится родителям. Они помогают детям исследовать, экспериментировать, действовать с солёным тестом, помогают узнать особенности работы с солёным тестом. Сами родители в свою очередь учатся общаться со своим ребенком на равных, как партнеры. Они узнают о своём ребёнке что-то новое, видят его другими глазами, как самостоятельного, настойчивого и целеустремленного человека (Приложение 1,2).
2 этап «Создание образов», овладение техникой.
Основным инструментом в лепке являются руки детей. Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. На этом этапе работы я показывала родителям возможность получения одного заданного образа разными способами и обучила технике лепки из солёного теста. В свою очередь родители передали свои знания детям и вместе создавали интересные поделки. Чем разнообразнее была техника их выполнения, тем более интересные творческие работы мы получили от детей.
Помимо основных способов создания образов, я показывала родите-лям, как помочь детям использовать широкий спектр дополнительных приёмов оформления своих фигурок или картин. Эти приёмы позволяют сделать каждый образ неповторимым. Родителям надо было очень постараться, чтобы не подавить замысел детей, а поддержать и развить его.
Дополнительные способы и приёмы оформления поделок:
- Оттягивание, сплющивание, загибание от основной формы мел-ких деталей (клювик, ушки, хвостик).
- Использование стеки и другого приспособления (колпачки фло-мастеров, зубочистки, трубочки от сока и др.).
- Применение бытовых приборов (чесноковыжималка, чайное ситечко, расчёска, зубная щётка).
- Дополнение различными элементами (бисер, бусины, пуговицы, пёрышки, нитки, проволока).
- При лепке сложных образов возникает необходимость в соединении деталей. Скрепить детали можно следующим образом: соединить с помощью воды, соединить между собой зубочисткой или палочкой от сока.
Классификация способов лепки была условной. Можно было перехо-дить от одного способа к другому, дополнять поделку одним или несколькими способами. В процессе создания совместных работ у детей формировалось представление о том, что разные образы можно создать разными способами.
В ходе этого этапа родителям пришлось включить всю свою фантазию и творчество, чтобы донести до детей как использовать тот или иной приём лепки. Работы детей и их родителей получались очень неординарные и творческие. Каждая встреча сопровождалась приходом сказочного героя, который просил научить его лепить, или он чему- то учил, или герою делали подарок.
Большим стимулом для работы служило то, что надо было сделать подарок маме, папе, бабушке к 8 Марта, на Новый год или для украшения комнаты к празднику. В конце полугодия мы с родителями делали выставку работ для всех посетителей детского сада, чтобы поделится своим творчеством, умениями своих детей.
Примерная тематика работы с солёным тестом для детей 2 младшей группы:
После двух лет работы творческой мастерской, изделия, выполненные руками детей, получались аккуратными, интересными, сложными, состоящие из мелких деталей, дети научились использовать в работе разные приёмы лепки. В ходе работы ребята прилагали волевые усилия для преодоления трудностей. У детей развивалась речь, так как при необходимости нужно было общаться с родителями (обращаясь с просьбой и задавая вопросы) и сверстниками (делясь своими эмоциями). Путём проб и ошибок дети учились находить решения практических задач.
Цель моей работы с родителями была достигнута: дети и родители испытывали радость от совместного творчества, родители стали активными участниками образовательной деятельности в группе и ДОО, а именно, принимали участие в творческих выставках, мастер-классах, в дизайнерском оформлении группового помещения, в создании коллективных работ, для обыгрывания своих поделок заучивали с детьми потешки, стихи, загадки, пальчиковые игры и другие. После завершения работы в творческой мастерской, у родителей обогатился воспитательный и образовательный опыт, они стали более открытыми к получению новых знаний, отношения к воспитателям стали более доверительные.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения со-временных форм взаимодействия, позиция родителей становится более гибкой. Они оказываются не зрителями, а активными участниками в жизни ребёнка, в его развитии и воспитании.
Список используемой литературы
- Е. Данкевич, «Лепим из солёного теста». – Санкт-Петербург: «КРИ-СТАЛЛ», 2001.
- «Игрушки из солёного теста». – Москва: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.
- «Солёное тесто». – ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. Серия «Ребята-мастерята».
- «Солёное тесто. Золотая коллекция идей». – Москва: АСТ ПРЕСС книга, 2008.
- Журналы «Цветной мир» под издательством И. А.Лыковой №3/2013, №6/2012, №2/2008, №1/2012.
|