Автор: Педагог дополнительного образования
МОУДОД ЦРТДиЮ г.Красногорск Горбунова Алла михайловна
МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение создается из мелких кубиков мрамора, гальки, керамической плитки, и др. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка.
Техника настенной мозаики была известна уже в 3500 до н.э
Египтяне применяли стеклянную мозаику в ювелирных изделиях. Следы мозаик обнаружены в раскопках городов минойской культуры на Крите и микенской на территории материковой Греции. Также в разных частях Греции при раскопках находят напольные мозаики, выложенные черной и белой галькой; некоторые из них датируются концом 5 в. до н.э.
Скачать мастер-класс
В России мозаика применялась для украшения храмов издавна, известна еще со времен Киевской Руси (Софийский собор, Михайловский златоверхий монастырь в Киеве).
В 18 в. М.В. Ломоносов с учениками возродил искусство мозаики и создал ряд мозаичных картин. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто. Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары. В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств. С сер. 18 в. появилась т. н. русская мозаика: набор из пластинок камня одной породы: малахита, яшмы, лазурита и др. самоцветов на поверхности столешниц, колонн, ваз, шкатулок, имитирующий изделие, высеченное из цельного камня.
В 20 в. в технике мозаики работали Антонио Гауди (Испания), Фернан Леже (Франция), Диего Ривера (Мексика), Ханс Эрни (Швейцария). В России мозаика применялась для украшения станций метрополитена и общественных зданий (А. А. Дейнека, П.Д. Корин, И.М. Рабинович, Б.А. Тальберг и др.)
На базе Украинского института Высокомолекулярных соединений была разработана Мозаика полиэфирная с неограниченной цветовой гаммой, разнообразием форм и высокой стойкостью к природным и другим факторам влияния.
Возродился и развивается интерес к мозаике из бисера.
Известны два вида укладки мозаики — так называемые прямой и обратный наборы. В первом случае изображение выкладывается непосредственно на поверхности и закрепляется в штукатурном слое. Это самая древняя техника, именно она была характерна для римской мозаики и византийской мозаики, является наиболее сложной и трудоемкой в исполнении.
Обратный набор использовался в основном после XVIII века и был более прост. При такой технике изображение выкладывается на кальку лицевой стороной вниз. После закрепления композиции с тыльной стороны ее лицевая часть окончательно обрабатывается, а иногда шлифуется. В результате возникает не просто эффект мозаики в привычном понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра.
Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.
Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.
Свои работы назвать настоящей мозаикой, я не могу! Это скорее желание украсить скучные фасады обычной многоэтажки. После ремонта ванной и кухни у меня остались обрезки плитки, и в голове сами собой родились фигуры маяка, домиков, дворцов, парусников, которые можно выложить из обрезков обычной плитки. У своих друзей я попросила электрический плиткорез, который освоила очень быстро. Работать на нем одно удовольствие. Правда очень шумно! Легко вырезаются любые формы. В процессе распила плитки, я поняла, что нужно аккуратно и медленно допиливать край плитки, чтобы не сломать задуманную деталь (парусник, флажок, башню, дерево). Картинки моих мозаик сначала выкладывались на полу, а затем на плиточный клей по грунтовке, собирались в картину на фасаде дома. Сам процесс приклеивания любой картинки выглядел так: на стене карандашом я обводила выпиленную форму. Затем топориком срубала часть штукатурки со стены. Иногда в свободное от учебы время мне помогал это делать сын- студент Академии МЧС. Дальше грунтовала это место и на специальный плиточный клей для мозаики приклеивала деталь. Края обрабатывала затиркой. Работа кропотливая, трудоёмкая. Но результат превзошел все мои ожидания. И обычный дом стал вызывать у всех не поддельный интерес. Дети играют, рассматривают мозаики и даже фотографируются на память.
Я сейчас ищу свободную стену. Хочу создать сказочный сюжет. Про Колобка.
|