Автор: Облескова Нина Ивановна. Воспитатель 1 категории. МДОУ детский сад компенсирующего вида № 63 «Росток». Г. о. Подольск. Московская область.
Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Формирование представления о жизни в правовом государстве, осознание своих и чужих прав необходимо осуществлять с малых лет. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими воспользоваться в нужной для него ситуации. Данный конспект поможет познакомить детей с этими правами на примере любимых сказочных героях.
Тема: Правовое воспитание дошкольников.
Цель: Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование у него основ правовых знаний.
Задачи:
- Формирование у детей первоначальных правовых знаний у детей на примере литературных героев, их нарушенных прав.
- Довести до сознания ребенка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя, жилище, свободу перемещения, охрану здоровья и т. д.
- Воспитывать ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.
- Формировать гражданско-патриотические чувства.
Скачать конспект
Предварительная работа:
- Чтение книги «Декларация прав человека в картинках»
- Беседы по правовому воспитанию.
- Организация размышления детей о правах человека на основе литературных сказок.
Материалы:
Карта путешествия, конверты с иллюстрациями к известным сказкам, аудио-записи, герои сказок, зонтик, распылитель для воды.
Ход занятия.
Воспитатель: — Ребята, я хочу пригласить Вас в удивительное путешествие —
Прекрасную страну «Правдилию».
В этой стране живут люди, звери, насекомые и живут они счастливо, потому
что они знают свои права.
Но, чтобы туда попасть. Нужно проделать трудный путь.
Вы готовы?
Дети: — Да.
В: — Должны мы многое узнать
И загадки разгадать.
Нам будут в этом помогать
Герои разных сказок.
По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи-то ножки,
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята познакомиться с правами.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают нас на свете.
Посмотрите на эту карту? Видите, сколько остановок нам предстоит сделать?!
Приглашаю Вас в путешествие.
В: — Вот и первая остановка. Кто к нам спешит на встречу?
(Воспитатель показывает картинку с Чебурашкой. Конверт № 1)
Кто это?
Д: — Чебурашка.
В: — Посмотрите, какой он был грустный. Вы, знаете почему?
Д: — ответы детей (У него не было друзей. У него не было имени.)
В: — Правильно! Он даже песенку поет про это. Давайте её послушаем. (звучит запись)
Я был когда-то странной,
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине
Никто не подойдет.
Теперь я — Чебурашка,
Мне каждая дворняжка
При встрече, сразу лапу подает.
В:- Появилась на свет из цветочка девочка. (показ иллюстрации)
Какое имя ей дали, и кто?
Д: — ответы (Дюймовочка. Мама)
В: — Вырезали из полена мальчика. Какое имя дали ему, и кто? (показ иллюстрации)
Д: — ответы детей (Буратино. Папа Карло)
В: — Правильно. Родился на свет человек, маленький мальчик или девочка, и родители
дают ему имя и фамилию. Вот и Вам родители дали имена.
Давайте назовем их?!
Д: — Дети называют свои имена по очереди.
В: — Молодцы! Каждый человек имеет право на имя, фамилию и отчество.
Отправляемся дальше. Сверимся с картой. Вот следующая остановка.
(показывает картинку с изображением семьи)
Что Вы видите на ней?
Д: — ответы детей (Это семья.)
В: — Правильно. Каждый человек имеет право жить и воспитываться в семье.
А для чего нужна человеку семья?
Д: — Они вместе живут. Заботятся друг о друге. Помогают друг другу.
Ребенок читает стихотворение:
Я люблю свою семью,
Маму, папу я люблю.
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Всех, кого я так люблю,
Имеют право на семью!
В: — Правильно. Человеку без семьи очень плохо.
Мы с Вами добрались до третьей остановки. Давайте заглянем, кто здесь нас
ждет? (показывает иллюстрации)
Белка живет в … (в дупле)
Птица живет в … (в гнезде)
Лисица живет в … (в норе)
Люди живут в … (в домах)
Д: — Ответы детей.
В: — Правильно. У нас есть дома (жилище) и никто не имеет право занять или отобрать
его.
Право на жилище неприкосновенно.
Ребята, давайте вспомним в каких сказках это право было нарушено, и кто его
нарушил? (иллюстрации к сказкам: «Заюшкина избушка», «Теремок». «Три
поросенка», «Зимовье зверей»)
Д: — ответы детей (Лиса выгнала зайку из дома.)
(Медведь сломал теремок.) и т.д.
В: — Молодцы! Наш путь лежит дальше, впереди другая остановка. Героев каких сказок
мы здесь встретим?! (картинка с изображением Айболита)
В какой сказке мы оказались?
Как зовут героя?
Д: — ответы детей (Доктор Айболит. Он лечит зверей и птиц.)
В: — Правильно ребята.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Врачи всем оказывают медицинскую помощь. Люди имеют право на медицинское
обслуживание в любом месте, где бы они не находились. Кто в этой сказке нарушил права?
В: — Давайте посмотрим на карту. Мы прошли половину пути. Остановка у нас
впереди. Кто нас тут встречает? (картинки: Золушка, Морозко, Двенадцать месяцев,
Крошечка-Хаврошечка)
Д: — Дети называют героев.
В: — Чем занималась Золушка дома?
Д: — дети отвечают (Подметала, мыла посуду, поливала цветы.)
В: — У неё было время на отдых? Кто заставлял её все это делать?
Д: — ответы (Мачеха.)
В: — Правильно ребята. Мачеха нарушила право Золушки на отдых. В каких ещё сказках
нарушается это право?
Д: — ответы детей.
В: — Мы с вами тоже устали и у нас есть право на отдых. Давайте поиграем.
Проходит игра «Солнышко и дождик»
В: — Ой смотрите, к нам на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке.
(Воспитатель брызгает водой из распылителя)
Выходи гулять скорей! (Дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
- Дождик начал моросить
И ребяток веселить.
- Дождик, дождик все сильней
Все под зонтик поскорей!
В: — Мы с вами отдохнули. Пора отправляться дальше. Что ждет нас на этой остановке?
Давайте посмотрим?
(воспитатель показывает иллюстрации к сказкам «Колобок», «Лягушка-
-путешественница» и т.д.)
Д: — дети называют сказочных героев.
В: — Что делали герои этих сказок?
Д: — ответы (путешествовали)
В: — Правильно. Они воспользовались правом на свободу перемещения.
Все люди могут путешествовать по разным городам и странам.
Мы с вами приближаемся к сказочной стране «Правдилии».
У нас еще одна остановка.
Давайте вспомним эти сказки?
(показ иллюстраций к сказкам)
Д: — Колобок. Гуси-лебеди. Снежная королева. Волк и семеро козлят.
В: — Что произошло в этих сказках?
Д: — Ответы детей (Лиса съела колобка. Волк съел козлят.
Гуси похитили мальчика.
Снежная королева унесла Кая.)
В: — Правильно. Каждый человек имеет право на жизнь, личную неприкосновенность и
свободу.
Наше путешествие подошло к концу.
Ребята, давайте вспомним, с какими правами людей мы познакомились?
Д: — ответы ребят (Право на имя, отдых, жизнь, путешествия)
В: — Для чего нам нужны права?
Д: — ответы (чтобы жить хорошо, чтобы был порядок)
В: — Давайте закончим наше путешествие весёлой минуткой.
Раз- два, раз-два -
У детей есть права. (дети шагают)
Три, четыре, пять -
Мы должны их знать. (дети шагают)
Я могу быть чёрным (левая рука в сторону)
Я могу быть белым (правая рука в сторону)
Я могу быть ловким
Я могу быть смелым (бег на месте)
Каждый имеет имя,
Каждый может быть любимым (руки скрещиваются на груди)
Много нас на белом свете (поднимают руки вверх)
Просто все мы вместе — ДЕТИ. (хлопают руками)
Список литературы:
- Апиян С.Н., Правовое воспитание. — 2005 г.
- Болотина Т.В., Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. -2009 г.
- Васильева Т.А., Программа от рождения до школы, -2005 г.
- “Всеобщая декларация прав человека” 2001г.
- Вераксы Н.Е. Комаровой T.С. Васильевой М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2010г.
- Камратова Н.Г., Грибова Л.Ф. “Патриотическое воспитание детей”. 2007г.
- Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка, М-2004 г.
|